Простой ответ на звонок неизвестного абонента может опустошить ваш карман. Фото Людмилы Михэеску
Защитить граждан от «мобильных» мошенников – задача непростая. Тем более что операторы связи и правоохранители часто делают вид, что этот вид преступности как бы не существует вовсе. А первые попытки борьбы выглядят крайне бессистемно: депутаты хотят ограничить рассылку спама, правоохранители предлагают начать разъяснительную кампанию и уже готовы рапортовать о первых успехах. Вчера о новых видах мошенничества с использованием мобильных телефонов журналистам рассказали представители МВД.На днях в Госдуме рассматривалось предложение создать базу номеров «Не беспокоить» – то есть федеральную информационную систему, в которой будут храниться номера, владельцы которых наложили запрет на получение рекламных текстовых и голосовых сообщений. Предполагается, что в базе будет открытая часть, где будут публиковаться 10 цифр номера, и закрытая – c персональной информацией о его владельце.
Вчера и МВД постаралось отчитаться о защите граждан от телефонных мошенников. На пресс-конференции свои рекомендации дал ответственный за борьбу с мошенниками старший оперуполномоченный Александр Осипов с трудночитаемой должностью: «старший оперуполномоченный по ОВД 9-го отдела 3-й ОРЧ УЭБиПК ГУ МВД России по Москве». По данным оперативника, количество преступлений в сфере телефонного мошенничества идет на убыль. «К тому же и количество раскрытий растет, – не скрывал он удовлетворения. – По всей Москве не скажу, но по нашему подразделению в этом году были задержаны 42 человека».
По его словам, только в этом году была задержана целая группа – 22 человека. «Схема работы проста – предлагали компенсации по страховке. И потерпевшие – всего несколько человек – перевели мошенникам по 10 миллионов рублей, – отметил он. – Так что сумма существенная…» Номера телефонов, как пояснил Осипов, мошенники находят путем простого подбора, прельщая абонента победой в розыгрыше дорогого автомобиля либо запугивая тем, что его близкий родственник попал в беду (ДТП, например) и требуется немедленная финансовая помощь. При этом операторами «розыгрышей» почти всегда являются заключенные. На вопрос о том, как они могут пользоваться мобильной связью, находясь в заключении, Осипов ответил, что за это отвечает не МВД, а Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).
Между тем проблема решается вроде бы довольно просто. Например, еще в прошлом году губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова предложила глушить мобильную связь в исправительных колониях. Говоря об участившихся случаях мошенничества, губернатор отметила, что их значительная часть совершается осужденными из мест лишения свободы. «В связи с этим считаю целесообразным оборудовать объекты уголовно-исполнительной системы, предназначенные для отбывания уголовного наказания и содержания обвиняемых и подсудимых, техническими средствами, которые бы обеспечивали подавление сигналов сотовой связи, – отмечала она. – Раз используются современные способы для мошенничества, то и для их предотвращения, полагаю, целесообразно использовать более совершенные методы». Правда, насколько инициатива Комаровой получила поддержку сверху, пока непонятно.
По данным аналитика агентства «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, ущерб от телефонного мошенничества можно условно поделить на три части. «Первая – упущенная выгода операторов – около 100 миллионов долларов за 2012 год, вторая – репутационные потери операторов – 150 миллионов долларов и третья – непосредственно потери абонентов – 150 миллионов долларов», – считает он.
Как защитить себя от мошенничества, каждый решает сам. «Существует несколько эффективных способов борьбы, но все они подразумевают активные действия со стороны абонента: горячие линии операторов, проверка номеров, с которых отправлены эсэмэс посредством так называемых эсэмэс-линий, – перечисляет аналитик. – В случае с детьми и пожилыми пользователями можно посоветовать персональную блокировку эсэмэс и связь с так называемыми короткими номерами. Это значительно ограничит функциональность гаджета, но оградит от нежелательного контента».
В свою очередь, управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров отмечает, что инициатива депутатов вряд ли поможет жертвам смс-мошенников. «Большая часть этих абонентов не обладает достаточным уровнем потребительской сознательности, чтобы обратиться к сотовому оператору с соответствующим заявлением, – сетует он. – К сожалению, на данный момент жертвами эсэмэс-мошенников преимущественно становятся наименее защищенные и слабо образованные граждане – дети, пенсионеры и т.д. Соответственно для решения проблемы нужен более комплексный подход».