Новый глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев признал, что экономика тормозит уже больше года. Фото ИТАР-ТАСС
Российские власти признали, что экономика страны тормозит уже более года. Судя по всему, Россия останется на позиции отстающей страны, экономика которой развивается медленнее среднемировых показателей. Таков итог вчерашнего правительственного часа в Госдуме, на котором выступал глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев. Российские чиновники привычно ссылаются на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. А независимые эксперты уверены, что в правительстве просто не понимают причин стагнации. Внятного диагноза у властей нет. А без диагноза антикризисные меры могут и не дать результатов.Даже если за оставшиеся два квартала российская экономика немного оживет, все равно по итогам 2013 года Россия продемонстрирует неудовлетворительный рост ВВП – лишь 1,8%. Об этом вчера рассказал новый глава МЭР Алексей Улюкаев. По итогам первого полугодия 2013-го рост российского ВВП составил 1,4% по сравнению с первым полугодием 2012-го. Улюкаев напомнил, что со второй половины 2012 года «у нас неуклонное ухудшение динамики экономического развития».
Судя по всему, в следующем году будет не лучше. «В этом году мы впервые имеем уровень экономического развития ниже среднемирового. Это очень серьезный красный сигнал загорелся у нас. И, к сожалению, мы не видим возможности даже в 2014 году выйти на среднемировой уровень», – цитирует Улюкаева агентство «Финмаркет».
При этом глава МЭР ссылается на «весьма неблагоприятную обстановку». Создается впечатление, будто министр говорит о неподвластных ему капризах фортуны, а вовсе не о сфере своих прямых обязанностей – экономическом росте, который именно МЭР и должно всячески стимулировать. Улюкаев оправдывается: «Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние пять лет после глобального кризиса».
Но понимают ли в правительстве причины происходящего? Знают ли министры, почему сейчас ситуация в российской экономике худшая с 2008 года? Не сумев поставить диагноз российской экономической хвори, власти снова указали на внешние причины в виде «низкой конъюнктуры мировых рынков, европейской рецессии», которые тут же привели к «спаду физических объемов нашего экспорта» и отрицательной ценовой динамике. «Несколько лет роста издержек, в том числе издержек на тарифы естественных монополий, издержек, связанных с зарплатой, с ростом реального эффективного курса рубля, привели к тому, что прибыль предприятий, финансовый результат их деятельности резко снизились в первом полугодии текущего года», – передает слова Улюкаева Интерфакс. Хотя, заметим, еще в конце первого полугодия этого года Евростат и пресса сообщили о прекращении рецессии в Европе. Эта новость, видимо, прошла мимо российских чиновников, которые до сих пор объясняют происходящее в России внешними причинами.
Но как бы то ни было, трудно не согласиться с Улюкаевым, что официальная статистика по промышленному производству и инвестициям в основной капитал выглядит удручающе. По Росстату, в январе–августе 2013 года по сравнению с январем–августом 2012-го промпроизводство показало нулевую динамику. «И ноль-то был обеспечен усилиями добывающего комплекса, который показал положительную динамику, а обрабатывающая промышленность – в минусе», – отметил Улюкаев. Инвестиции в основной капитал при этом демонстрируют отрицательную динамику – по итогам первого полугодия 2013-го спад составил 0,7% к первому полугодию 2012 года.
Российская промышленность замерла без инвестиций.
Фото Reuters |
Между тем текущее состояние дел в российской промышленности почему-то практически не сказывается на ее международных рейтингах. Вчера в Высшей школе экономики Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) представила рейтинг промышленной конкурентоспособности стран. В нем Россия заняла 36-ю позицию из 133. Результат, казалось бы, очень неплохой. Правда, не исключено, что последние неприятности российской экономики просто еще не успели отразиться на рейтинге, который составлен на основе статистики за прошлый год.
Независимые эксперты соглашаются с тезисом, что в правительстве до сих пор не понимают истинных причин замедления экономики и привычно списывают все на мировую конъюнктуру. «До конца прошлого года торможение экономики объясняли ее переходом к новому уровню роста ВВП – с докризисных 7% в год к посткризисным примерно 3,5% в год. Но уже в первом квартале 2013 года можно было понять, что ситуация намного хуже – и никаких 3,5% роста не будет. В ответ на это была начата дискуссия о снижении процентных ставок, о замораживании тарифов, было решено финансировать крупные инфраструктурные проекты за счет пенсионных денег и Фонда национального благосостояния. Но любое лечение нужно начинать с диагноза. А этого сделано не было. Ясного диагноза причин замедления от правительства пока не слышно», – говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По его словам, главная причина торможения нашей экономики мало связана с внешней конъюнктурой. «Мы считаем, что низкие темпы роста связаны с замедлением инвестиций. И эпицентр инвестиционного замедления находится в нефтегазовом секторе. Причину этого и хотелось услышать от правительства, поскольку у него больше возможностей для поиска внятного экономического диагноза», – подчеркивает Гурвич.
Источников для прорыва, резкого повышения конкурентоспособности российской промышленности практически не видно, считает аналитик компании Allianz Investments Ариэл Черный. «Уровень инвестиционной активности невысок, качество инвестиций тоже оставляет желать лучшего. И если с первым пунктом правительство теоретически могло бы что-то сделать, например, запустив очередные инфраструктурные мегапроекты и раздувая инвестпрограммы госкомпаний и естественных монополий, то быстро улучшить ситуацию с качеством инвестиций гораздо сложнее. Массовое внедрение новых технологий, повышение эффективности экономики возможно только в питательной среде высокой предпринимательской активности», – поясняет эксперт. Однако такой среды в стране практически нет.
Замедление темпов роста экономики РФ стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию правительство стало только сейчас, замечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. По его словам, основная проблема заключается в том, что факторы, обеспечивающие рост ВВП РФ в последние пять лет, постепенно сошли на нет – это цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса. А новых факторов не появилось.
Эксперты сходятся во мнении, что сейчас самая действенная мера стимулирования промышленности – это заморозка тарифов естественных монополий на 2014 год. Правда, эксперты тут же оговариваются, что еще вопрос: не начнет ли отраслевое лобби протестовать против этой заморозки, ведь решение еще не окончательное. «В числе секторов, которым правительство сейчас хочет оказать первоочередную поддержку,– угольная, металлургическая и агрохимическая отрасли. Сейчас в этих секторах экономики действительно сложилась достаточно сложная ситуация, и меры, предпринимаемые правительством, должны помочь основным экономикообразующим предприятиям сохранить свои позиции не только на внутреннем, но и на зарубежных рынках», – добавляет Антон Сороко.
Хотя бытует мнение, что заморозка тарифов вовсе не обязательно станет панацеей от всех экономических болезней России. Ведь, с одной стороны, эта заморозка слишком избирательная, заметят ее далеко не все. А с другой – естественные монополии могут под нее списать часть не очень интересных им инвестпрограмм. Лоббисты могут пойти на шантаж, рассказывая о предстоящих банкротствах и увольнениях, чтобы в будущем выгадать от правительства какие-то иные послабления.
«Стагнация российской экономики заставляет руководство страны сокращать расходы федерального бюджета», – продолжает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Отсюда разговоры об отмене материнского капитала, пенсионная реформа, цель которой, по сути, отсрочить выход граждан на пенсию, посулив им некое светлое будущее. Еще не факт, что светлое будущее действительно наступит, зато государство отсрочит выплату пенсий гражданам и переведет свои обязательства в абстрактные баллы с плавающей стоимостью.