Без господдержки цены на молоко остановить не получится. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Российские аграрии требуют от государства повысить субсидии. Об этом они прямо заявили президенту Владимиру Путину на совещании по вопросам уборки урожая. А в Москве помощи от государства потребовали молочники, которые угрожают новым повышением цен. Молоко в России стоит дороже, чем в европейских странах, и вот-вот может подорожать еще на четверть. Между тем со времени СССР производство молока снизилось в полтора раза. И практически не увеличивается с 2000 года. Зато постоянно растет импорт суррогатов для изготовления фальсифицированного молока.Ситуация в сельском хозяйстве вызывает растущие опасения по всей цепочке – от производителей до продавцов конечной продукции, не говоря уже о простых покупателях.
Главная проблема – нехватка субсидий для погашения процентных ставок по кредитам. К тому же, как отмечают молочники, сами кредиты неплохо было бы увеличить по срокам – с нынешних восьми до 15 лет. Цена вопроса – 7 руб., на которые мог бы подешеветь литр сырого молока в случае увеличения кредитного срока. Пока же сырье дорожает – за семь месяцев на 25% и останавливаться не собирается – только еженедельный рост достигает 2%. Если ситуацию не изменить, россияне будут снижать потребление молока, что угрожает интересам как производителей, так и переработчиков.
Вчера аграрии жаловались президенту Владимиру Путину на нехватку субсидий для погашения процентных ставок по инвесткредитам. Кроме того, как рассказал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на встрече главы государства с комбайнерами агрохолдинга «Кубань», сбывшейся мечтой является введение «погектарной» поддержки, которую необходимо развивать. И подчеркнул, что она дает возможность руководителям сельхозпредприятий проще и быстрее просчитывать свои расходы и доходы. «Это проще, это понятнее, и мы можем просчитать следующий год», – сказал глава региона. По его словам, сегодня с прямыми субсидиями региону из федерального бюджета проблем нет, а вот субсидий на процентные ставки по инвесткредитам недостаточно. «Купить технику, построить ферму – это инвестиционный кредит. Две трети ставки мы субсидируем, и должно получаться на выходе 2–3%. Люди хотят строить, инвестировать, создавать новые мощности. А деньги, которые были выделены на край, мы уже все потратили», – сказал Ткачев.
Между тем о максимальном упрощении системы дотирования вчера заявили и представители молочной отрасли. Более того, по словам главы национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрея Даниленко, отрасль сегодня фактически оказалась на пороге кризиса. «Один из самых негативных моментов – недостаточность и несвоевременное поступление средств государственной поддержки, – отметил он. – Кроме того, инвестиционная непривлекательность отрасли по-прежнему является главным барьером в создании новых молочных ферм. Серьезный отрицательный эффект оказывает продолжающийся запрет на ввоз племенного скота из стран Евросоюза. Все это приводит к сокращению объема производства молока и его высокой себестоимости. Образовавшийся дефицит молока покрывается импортом из ближнего и дальнего зарубежья и фальсификатом, доля которого на рынке – от 10 до 30%. Продолжающийся беспрецедентный рост цен на сырье может привести к увеличению потребительских цен, что, в свою очередь, негативно повлияет на потребление, а в перспективе – снизит спрос и цены на сырое молоко».
В этой ситуации молочники готовы даже, что называется, подтянуть пояса. «Я как один из крупнейших производителей молока в России в полной мере осознаю риски резкого повышения цены, – заявил председатель совета директоров «Русмолко» Наум Бабаев. – Несмотря на то что есть возможность получения дополнительной прибыли за свою продукцию, мы рассматриваем возможность заключения долгосрочных соглашений, ограничив цену на зимний период сейчас, с тем чтобы иметь стабильную цену следующим летом».
Эту позицию разделяет и директор по связям с общественностью и государственными органами ГК Danone в России Марина Балабанова: «Нас больше всего беспокоит потенциальное падение потребления молока и молочной продукции, и мы считаем, что все участники цепочки от производства молока до розницы должны предпринять максимально возможные шаги для сохранения рынка».
Впрочем, независимые эксперты сомневаются, что в этом направлении что-то получится. «Зафиксировать цены на молоко не удастся, так как данная мера снизит доход производителей, учитывая рост цен на корма, содержание животных и так далее», – полагает аналитик агентства «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.
В свою очередь, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова отмечает, что молочные продукты подорожали уже на 25%, что сильно ударило по карману отдельных категорий граждан. «В таком случае покупателям выгоднее перейти на импортные марки, владельцы которых могут сдерживать цены благодаря дотациям со стороны государства. Так, 10% стоимости каждого литра молока в Германии покрывается за счет бюджета, – говорит она. – В РФ закупочная цена молока составляет 15 рублей за литр, а розничная – около 40 рублей, то есть почти в три раза больше».
При этом, по словам Касьяновой, многие недобросовестные производители применяют дешевые замещающие добавки, чтобы минимизировать потери. «Случайно или нет, но импорт пальмового масла увеличился аж на 48%. Причем это вовсе не связано с возникшим желанием россиян включить пальмовое масло в свой повседневный рацион, – продолжает аналитик. – И неудивительно: урожай пальмового масла снимают круглогодично – а это около 50 миллионов тонн, и стоимость за килограмм составляет 3–4,5 доллара».
По мнению эксперта, изменить ситуацию на рынке способна модернизация отрасли. Сами молочники выступают с просьбой снизить или вовсе отменить пошлины на ввоз крупного рогатого скота для увеличения поголовья. Необходимы госпрограммы поддержки, аналогичные которым действуют во многих государствах. Иначе остается неясным, как Минсельхоз планирует к 2020 году собственными силами обеспечивать 90% потребностей страны в молоке.
Напомним, что Россия в 1991 году производила около 52 млн. тонн молока, а в 2000 году – немногим больше 32 млн. тонн. Сегодня же производство молока не дотягивает даже до уровня 2000 года.