Газовозы из России в Японии ждут с нарастающим нетерпением. Фото с сайта www.sakhalin-2.ru
Закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ) Госдума может принять уже в осеннюю сессию. И уже с 1 января будущего года экспортировать сжиженный газ сможет не только «Газпром», но и НОВАТЭК, и «Роснефть». Самый привлекательный пункт назначения для российского газа – Япония и другие богатые страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где и цены повыше, и рынок пошире. Вопрос лишь в том, не столкнутся ли интересы монополиста с новоявленными отечественными конкурентами…Вопрос о лишении «Газпрома» монопольного права на экспорт – дело почти решенное. Еще в конце августа министр энергетики РФ Александр Новак заявил о том, что законопроект о либерализации экспорта СПГ проходит стадию согласования в правительстве и будет внесен в Госдуму к сентябрю. «Он нами разработан и проходит сейчас согласование федеральными органами власти – с Минэкономразвития, с ФАС, с Минфином, – уточнил он. – Мы хотим, чтобы в осеннюю сессию законопроект был принят и вступил в действие с 1 января 2014 года».
Со стороны конкурентов работа кипит: новый СПГ-завод будет получать сырье со второй фазы проекта «Сахалина-1», а также других месторождений «Роснефти» на шельфе Дальнего Востока. В июне «Роснефть» подписала три соглашения о поставках СПГ с этого предприятия – японскими Marubeni и Sodeco и швейцарско-нидерландским трейдером Vitol. Поставки во всех трех случаях рассчитывают начать с 2019 года. В то же время независимый производитель газа НОВАТЭК занимается реализацией проекта по строительству завода СПГ на Ямале, первая очередь которого может быть введена в эксплуатацию в конце 2016 года.
Пытается застолбить свою нишу на перспективном рынке и «Газпром», руководство которого в этом году одобрило окончательное инвестиционное решение по проекту строительства завода СПГ во Владивостоке. Завод будет состоять из трех очередей, каждая мощностью в 5 млн. тонн СПГ в год. Первую очередь планируется построить к 2018 году. Основной ресурсной базой для нее выступят Чаяндинское и Ковыктинское месторождения компании. В настоящее время «Газпром» производит СПГ лишь на заводе «Сахалин-2», мощность которого составляет около 10 млн. тонн в год.
Как отмечают эксперты, рынок стран АТР – премиальный, цена на газ там может быть существенно выше, чем на европейском рынке. Например, в Японии цена на газ в среднем составляет около 525 долл. за 1 тыс. куб. м, в то время как спотовые цены на газ в Европе находятся на уровне 350 долл. за 1 тыс. куб. м.
По словам содиректора аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григория Бирга, Япония является крупнейшим потребителем СПГ в мире. В 2012 году страна импортировала около 119 млрд. куб. м газа в виде СПГ, из которых более 11 млрд. куб. м приходилось на российский газ. Вместе с Австралией и Катаром Россия может стать крупнейшим экспортером газа в Страну восходящего солнца. Важнейшее преимущество российского СПГ – это географическая близость источника сырья к потребителю. Газовый рынок Японии очень перспективен: в 2013–2014 годах его рост должен составить 2–4%
«Учитывая растущую энергетическую независимость США, конкуренция за рынки стран АТР будет обостряться, причем расти будет не только предложение из России, но и от других стран-производителей, – предупреждает Бирг. – Например из Австралии, Катара и Малайзии». Но и с Японией не все так просто – здесь риском является возможный возврат страны к использованию атомной энергии. И тогда все планы по экспорту СПГ придется пересматривать…
Между тем, как считает начальник отдела аналитических исследований компании «Универ» Дмитрий Александров, российские игроки на этом рынке имеют важнейшее преимущество: короткое транспортное плечо при пониженной себестоимости за счет более низких внешних температур. «Так что в данном случае скорее справедливо утверждение «чем больше – тем лучше», говоря о наличии конкурентов у «Газпрома», – отмечает он. – Внутренняя конкуренция может возникнуть, но в любом случае газ российских поставщиков должен быть дешевле, чем от производителей из ЮВА и Ближнего Востока, поэтому доля российских компаний должна будет расти».
Риск возврата Японии к использованию АЭС, по мнению Александрова, пока не стоит принимать серьезно. «Япония в настоящий момент существенно увеличивает зависимость от импорта энергоносителей именно после частичного отказа от мирного атома», – говорит он.
В свою очередь, аналитик компании «БКС Форекс» Дмитрий Тремасов напоминает, что доля газа в энергопотреблении Японии, в настоящее время составляющая 14–15%, и в ближайшие годы продолжит увеличиваться. «Очевидно, что российским компаниям открываются перспективы и стимулы для более активного освоения японского рынка, – продолжает он. – В данной ситуации конкурентная борьба наших компаний на Дальнем Востоке может рассматриваться с позитивной точки зрения. Так как благодаря этому процессу развивается соответствующая инфраструктура и позиции страны в целом на Дальнем Востоке, напротив, становятся сильнее».