0
7893
Газета Экономика Интернет-версия

13.09.2013 00:01:00

Наследный принц построит ЦКАД

Тэги: москва, дороги, цкад, финансы


москва, дороги, цкад, финансы Президент Владимир Путин встречается с наследным принцем Абу-Даби Мухамедом аль Нахайяном. Фото Reuters

Обещания инвестиций в российскую инфраструктуру вчера установили символический рекорд. Наследный принц Эмирата Абу-Даби пообещал вложить в Центральную кольцевую автомобильную дорогу и подобные проекты до 5 млрд. долл. В свою очередь, президент Владимир Путин обещал поддержать работу совместного предприятия Российского фонда прямых инвестиций и департамента финансов Абу-Даби по вложениям в инфраструктурные проекты.
«Большие возможности открываются в сфере инвестиционного взаимодействия. Очень приятно отметить вашу договоренность с Российским фондом прямых инвестиций о совместной работе и о возможных вложениях в эту совместную работу до 5 миллиардов долларов», – сказал президент РФ Владимир Путин на встрече с наследным принцем Эмирата Абу-Даби, заместителем верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ Мухамедом Беном Заидом аль Нахайяном. Российский президент отметил, что он надеется, что эта работа будет развиваться успешно. «И мы, разумеется, будем всячески ее поддерживать и административно сопровождать», – добавил он.
Путин заметил, что Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – один из ведущих торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. Вместе с тем президент заметил, что в целом объем торговли пока скромный, 1,5 млрд. долл., и может быть гораздо больше. Но перспективы и темпы роста остаются неплохими.
Наследный принц Абу-Даби поблагодарил Путина и отметил, что ОАЭ питают «твердую уверенность и доверие к российскому рынку». Гендиректор РПФИ Кирилл Дмитриев обратил внимание журналистов на то, что выделяемые департаментом финансов Абу-Даби 5 млрд. долл. – это самая крупная инвестиция в инфраструктурный консорциум в мире. «Самая крупная инвестиция из арабских стран в Россию, поэтому действительно это очень значимый и важный шаг», – сказал Дмитриев. «Совместно с фондом Абу-Даби мы будем инвестировать в инфраструктурные проекты, такие как дороги, такие как порты, телекоммуникационная инфраструктура, практически все, что связано с развитием России в инфраструктурном плане. Также мы планируем, например, инвестировать в Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД)», – отметил он.
Между тем условия инвестиций арабского суверенного фонда в российские проекты пока неясны экспертам. Действительно, тот же проект ЦКАД вполне может оказаться убыточным или недосточно прибыльным. В этом случае российский бюджет легко может смириться с невозвратом вложений. Другое дело – иностранные суверенные фонды, которым нужно объяснять гарантии возврата средств и уровень доходности.
«В случае подобных инвестиций гарантом возврата средств выступают российские государственные структуры. По крайней мере иностранцы воспринимают их обязательства как суверенный российский долг. При этом в соглашениях может быть установлен минимальный процент доходности плюс доля в прибыли от инвестиций в совместное предприятие», – рассуждает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. Однако конкретные соглашения, как правило, непрозрачны. Подобные инвестиции фактически увеличивают внешний долг страны, хотя формально они не учитываются как долги правительства.
«Теоретически инфраструктурные проекты могут быть окупаемы. Но в российских условиях расчеты на доходность долгосрочных инвестиций могут не оправдаться», – говорит директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, вхождение Абу-Даби в российские проекты скорее всего являются частью неких политических договоренностей, о которых мы можем никогда и не узнать.
По мнению первого заместителя директора Института экономики РАН Дмитрия Сорокина, для Абу-Даби интерес представляют инвестиции прежде всего в газопроводы и нефтепроводы. «Это  тоже инфраструктура, такая же, как автомобильные и железные дороги, связь», – говорит ученый. Но вкладывать деньги во что-то другое кроме «трубы», считает Сорокин, арабы вряд ли согласятся. Вложения в транспортную инфраструктуру, к примеру, предполагают длительные сроки возврата, и не факт, что эти инвестиции вообще окупятся.
Со своей стороны, первый замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин напомнил, что приход длинных денег иностранных инвесторов в российские инфраструктурные проекты – не частая практика. Эксперт не уверен и в том, что пример Абу-Даби окажется заразительным. «Не стоит очень рассчитывать на зарубежные суверенные фонды. Они сегодня есть, а завтра их уже может и не быть», – философски заметил Нигматулин.
Главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов пояснил «НГ», что такого рода инвестиции, по сложившейся практике, не предполагают каких-либо государственных гарантий возврата. Но эти деньги идут в оговоренные проекты вместе с бюджетными деньгами, например, через Фонд прямых инвестиций, другой вариант – участие в инвестпроектах авторитетных международных финансовых институтов. Иностранный инвестор, по сложившейся практике, может рассчитывать на доходность своих вложений в размере 6–8% годовых.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости