Глава Минфина Антон Силуанов призывает министерства «жить по средствам», приток которых в ближайшие годы будет сокращаться. Фото РИА Новости
Бюджетная ситуация в России складывается, мягко говоря, безрадостная. Казна не добирает доходов и внешнеторговых пошлин. Не поступают в бюджет и ожидавшиеся доходы от приватизации. Причина всех этих проблем – в экономической стагнации, которая заставила власти отказаться от нового повышения монопольных и резко сокращать планы бюджетных расходов. Как пояснил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, сокращение расходов бюджета 2014 года составит от 5 до 10%, и произойдет оно в основном за счет уменьшения расходов инвестиционного характера. Что чревато замедлением темпов экономического роста.«Мы сокращаем серьезно, от 5 до 10%, расходы по незащищенным статьям бюджета. Всегда выбор в пользу текущих расходов и в ущерб расходам инвестиционного характера», – сказал Улюкаев на заседании правительства.
По словам министра, это понятная ситуация, тем не менее серьезное снижение доли расходов инвестиционного характера приведет к принципиальному изменению многих механизмов, в том числе механизмов экономического роста. «В этой связи мы должны максимально тщательно отработать приоритетность и все-таки сохранить финансирование объектов», – сказал Улюкаев.
Планы по поступлению средств от приватизации терпят крах, отметили чиновники. «За первые полгода – 17 миллиардов рублей, всего 4% от прогноза, поэтому, конечно, мы при уточнении бюджета будем корректировать эти планы, будем искать замещение недопоступающих ресурсов в качестве источника финансирования дефицита бюджета», – посетовал глава Минфина Антон Силуанов. В результате бюджет будет скорректирован в меньшую сторону.
Таким образом, призыв премьер-министра Дмитрия Медведева, который в конце июля требовал придерживаться утвержденных планов приватизации, хроническое невыполнение которых грозит дырами в бюджете, остался безответным.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ситуация складывается сложная, но поправимая.
«Действия правительства по сокращению инвестиционных расходов федерального бюджета выглядят логично. Соответствующее решение о сокращении расходов можно рассматривать как обдуманный шаг, нацеленный на максимально возможное сохранение финансирования утвержденных госпрограмм, – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. – Сокращенные инвестиционные расходы можно будет относительно безболезненно перенести на 2015 год. Дело в том, что замедление темпов роста российской экономики и понижательная динамика совокупного экспорта в виде его сокращения за первое полугодие 2013 года на 2,74% (год к году) – до 254 миллиардов долларов, носят временный характер. А именно эти факторы, на мой взгляд, и вызвали сокращение доходной части бюджета».
По мнению эксперта, с учетом выхода к 2014 году из рецессии Евросоюза – основного внешнеторгового партнера РФ – поступления в федеральный бюджет в 2014–2015 годах будут постепенно возрастать.
«Да, перенос расходов инвестиционного характера негативно скажется на темпах роста экономики России, но этот негативный эффект будет в значительной мере компенсирован отказом от индексации тарифов госмонополий в 2014 году. В подтверждение этому МЭР пересмотрело свой прогноз по темпам роста ВВП России на этот год с 2,8% до 3%», – отмечает Нигматуллин.
Главный вывод – сокращение расходов и бюджетные маневры негативно скажутся на экономике России. Однако эффект этот, по словам Нигматуллина, будет краткосрочным и в значительной мере будет компенсирован положительным эффектом от заморозки тарифов. «Более того, стремление правительства к сокращению расходов бюджета на фоне сокращения доходной части выглядит как стремление «жить по средствам», – говорит он. – Если бы расходная часть бюджета не была сокращена, то дефицит пришлось бы финансировать за счет заимствований, расхода золотовалютных резервов или включения печатного станка. Все эти способы в итоге бы привели к структурным проблемам в экономике в виде роста монетарной инфляции, снижению финансовой устойчивости и недостатку «длинных денег» – всего того, с чем ЦБ боролся все посткризисные годы».
В свою очередь, управляющий директор компании «БКС Форекс» Павел Андреев полагает, что правительство намерено отсечь те госпрограммы, которые выполняются не в полной мере или не слишком востребованы. «То есть идет обычное снижение издержек, с которым сталкиваются при недостатке доходов», – считает он.
В то же время государство не может идти на снижение социальных обязательств, поэтому сокращение незащищенных статей бюджета представляется логичным.