Экономические последствия выборов проявятся не сразу. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Итоги единого дня голосования 8 сентября почти не повлияют на планы урезания бюджетных программ. Результаты прошедших выборов власти рассматривают как собственный успех, который открывает дорогу к новым непопулярным решениям – таким, как увеличение налогов, замораживание зарплат или введение норм потребления энергии. И даже планируемая заморозка монопольных тарифов в 2014 году будет лишь подслащенной пилюлей – считают наблюдатели.Партия власти считает, что она убедительно выиграла единый день голосования 8 сентября. То есть получен сигнал: особых изменений в экономической политике не требуется. Можно сохранить планы урезания бюджетных расходов и ограничения социальных выплат.
«Выборы прошли не столь удачно, как расчитывала власть, но в целом она считает их своим успехом. Поэтому никаких новых причин для изменения экономической политики не появилось», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. После выборов, по его словам, возможно обострение экономического противостояния между городским и региональным руководством. Не исключены попытки ограничения каких-либо городских проектов, но полная экономическая блокада оппозиционеров практически исключена, поскольку Кремль не заинтересован в дестабилизации.
«Изменения в региональной экономической политике, несомненно, произойдут, но связаны они будут не с итогами выборов, а с общеэкономической ситуацией и с курсом на сокращение расходов. Власть в Москве на ближайшие 4 года обеспечена, и не исключено, что часть налогов компаний, офисы которых были переведены в Москву, теперь вернутся в регионы», – допускает аналитик компании «Финам» Анатолий Вакуленко.
«Из-за отсутствия явных лидеров возрастают риски смены приоритетов, что снижает предсказуемость экономической политики регионов. В результате растут оценки рисков, что грозит сократить инвестиции в эти регионы», – рассуждает главный аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов. «Мы не ждем значительных изменений политики центра относительно регионов, где победу одержали оппозиционные кандидаты. Напротив, повысить доверие избирателей к партии власти можно за счет предсказуемой экономической политики, обеспечения максимальной занятости и достойных доходов», – считает Козлов. «Российская экономика сейчас находится в стагнации и нуждается в новых идеях. Может ли оппозиция дать стране такой новый импульс - покажет сейчас Ройзман. Ведь только ему в итоге удалось занять место градоначальника», – отмечает управляющий партнер «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.
«Ожидать каких-либо радикальных изменений в экономических курсах регионов не стоит. Это же касается и столицы», – соглашается гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Власть, скорее, получила сигнал, что ничего можно не менять. В том числе и социальные расходы в ближайшее время увеличиваться не будет. Тем более что их эффективность довольно низка», – считает президент портала Superjob Алексей Захаров.
Относительный успех власти открывает дорогу к непопулярным решениям, которые чиновники хотят подсластить с помощью обсуждаемого замораживания монопольных тарифов, считает Макаркин. Вчера о планах заморозки тарифов в 2014 году сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы хотели бы, чтобы эффект, который получат потребители услуг естественных монополий, не означал бы снижения инвестпрограмм. В этом плане мы готовы помогать монополиям и обеспечить перенесение импульса экономии на их поставщиков», – цитирует Интерфакс министра. Кроме работы с поставщиками, по его словам, необходимо оптимизировать расходы у самих монополий.
Между тем еще несколько месяцев назад тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов ставил перед правительством куда более серьезные задачи. «Решение системных задач российской экономики в ближайшие годы потребует дополнительных расходов порядка 7,5% ВВП в год», – заявил Белоусов в конце апреля. По его словам, Россия вошла в «самый сложный за всю постсоветскую историю страны этап: совершенно новые условия экономического роста, которые кардинально отличаются от предыдущего десятилетия». Необходимо одновременно решить шесть ключевых задач. Во-первых – решение социальных проблем: повышение зарплат бюджетникам, переселение из аварийного жилья, ликвидация очередей в детские сады. Другая задача – модернизация вооруженных сил. Третье - это модернизация здравоохранения, образования и жилищного сектора. Следующие три задачи - это развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, региональное развитие и сокращение нефтяной зависимости. Однако нынешняя стагнация может заставить позабыть о плане развития Андрея Белоусова.