Российское правительство собирается лишить половину чиновников их привилегий. Фото Reuters
Минфин готов запустить радикальную кадровую реформу госслужбы, которая поможет сэкономить бюджетные средства и повысить качество государственного управления. Как пояснил в конце минувшей недели глава ведомства Антон Силуанов, половину чиновников лишат статуса госслужащих, а значит, и всех преференций. Второй половине – начиная с должности замначальника отдела – серьезно повысят зарплаты. Ориентиром должны стать заработки в администрации президента, которые в среднем превышают 170 тыс. руб. в месяц. Между тем эксперты ищут и необъявленные мотивы такой реформы. Они считают, что Минфин действует в интересах верхушки чиновничества, не заботясь о реальной экономии.Кадровая реформа Минфина предполагает, что около 50–60% работников госуправления лишатся статуса госслужащих и перейдут в разряд обычных бюджетников – наподобие врачей и учителей. Особый статус планируется сохранить лишь для работников начиная с должности заместителя начальника отдела и выше. «У нас большое количество государственных гражданских служащих. Причем государственными гражданскими служащими называются как операционисты и секретари со всеми льготами, обязательствами со стороны государства, так и люди, которые принимают управленческие решения, – начальник отдела, начальник управления, заместитель министра», – поясняет Силуанов.
Сохранившим статус госслужащих Минфин обещает до 2018 года «серьезно повысить зарплату». Ориентиром избран самый высокий в бюрократическом аппарате страны уровень зарплат. «Повышение зарплаты произошло в администрации президента и в правительстве, это нормально. И вот до этого уровня мы хотим и других повысить, но сделав это для меньшего количества, чтобы действительно был стимул попасть на государственную гражданскую службу и стимул простым бюджетникам, которые работают в министерствах, хорошо работать и перейти вот эту планку – получить другую категорию», – цитирует министра Прайм.
Такая кадровая реформа госслужбы содержится в докладе по оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию бюджетного планирования. За счет этой реформы Минфин намерен сэкономить бюджетные средства и одновременно повысить качество госслужбы.
По данным Росстата, в федеральных государственных органах, которые расположены в основном в столице, в конце первого полугодия 2013-го работали около 39 тыс. чиновников. В госорганах регионального уровня, по Росстату, в конце первого квартала замещали должности государственной гражданской службы более 713 тыс. человек.
На должностях муниципальной службы были задействованы 333 тыс. человек. В общей сложности в стране насчитывается почти 1,1 млн. чиновников.
По итогам первого полугодия среднемесячная зарплата в администрации президента достигла 171 тыс. руб., увеличившись по сравнению с первым полугодием 2012 года сразу на 66,5% (см. «НГ» от 26.08.13).
Впрочем, номинальная зарплата – это довольно условный показатель, поскольку он не учитывает многочисленные преференции чиновников в сфере медицинского и социального обслуживания. Помимо высоких зарплат статус госслужащих дает право на так называемый «сталинский пакет» натуральных льгот и привилегий в виде оплачиваемого отпуска в 30–45 дней, санаторно-курортного отдыха, обслуживания в ведомственной поликлинике, служебного транспорта, субсидии на приобретение жилья, государственной дачи. Еще одна заманчивая привилегия – это повышенная пенсия. Например, федеральные чиновники, при стаже госслужбы не менее 15 лет, могут претендовать на пенсию в размере от 45 до 75% своего заработка. Заметим, что обычным россиянам власти пока лишь обещают при проведении не самой приятной пенсионной реформы обеспечить коэффициент замещения пенсией заработка на уровне 40%. При этом обязательства государства перед пенсионерами переводятся в абстрактные баллы, стоимость которых может меняться в зависимости от экономической ситуации. Однако эта же самая экономическая ситуация, похоже, никак не скажется на пенсионных обязательствах государства перед чиновниками.
Глава Минфина Антон Силуанов знает, какая судьба ждет его коллег. Фото РИА Новости |
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин готов поддержать начинание Минфина. «Для занятых на госслужбе важны два обстоятельства: сам статус госслужащего и повышенный оклад, который воспринимается как экономическое признание важности работы. Но вопрос – сколько именно нужно платить – остается открытым». Тем более что сейчас куда острее стоит проблема доходов бюджетников, которые часто не могут инвестировать в собственное жилье, вносить средства в пенсионные фонды, формировать платежеспособный спрос и т.д.
В свою очередь, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что вряд ли Минфин затеял реформу, не видя перспектив экономии: «У госслужащих есть привилегии как во время самой службы, так и после нее – в виде пенсионных преференций. И Минфин хочет эти привилегии уменьшить, сэкономив на младших чинах. Что касается старших чинов, то у них и так были достаточно высокие зарплаты. И их увеличение не перекроет общей экономии».
Однако Макаркин не уверен, что кадровая реформа Силуанова улучшит качество госуправления. Младшие чины не уволятся даже при отмене привилегий, поскольку им некуда идти, кроме как в бюджетную сферу на должности, не требующие особо высокой квалификации. Одновременно с этим вряд ли они повысят качество своей работы, чтобы дорасти до более высокой должности. У нас уже есть опыт повышения зарплат, при котором объем претензий к качеству госслужбы не уменьшился.
Для улучшения качества госуправления одних зарплатных стимулов мало. «Нужна особая этика госслужбы, в рамках которой чиновник не должен считать себя самодостаточной фигурой», – поясняет Макаркин. И даже высокая зарплата не спасает от коррупции, примеры которой можно было увидеть, например, в Министерстве обороны. Речь идет о коррупции на высоких должностях, когда чиновник претендует на такие блага, которое ему не сможет обеспечить ни одно государство.