В прошлом году «Газпром» и делегация CNPC тоже подписывали похожие промежуточные соглашения об условиях будущих поставок российского газа в КНР. Фото с официального сайта корпорации «Газпром»
Вчера в рамках саммита G20 «Газпром» и China National Petroleum Corporation (CNPC) подписали очередное соглашение по поставкам российского природного газа в Китай по восточному маршруту. Российско-китайским газовым переговорам скоро исполнится 20 лет, однако до сих пор ключевой вопрос – цена на газ – остался нерешенным. Некоторые эксперты не видят в этом подписании никакого прорыва и называют его лишь своеобразным приятным для политиков пиар-мероприятием, приуроченным к саммиту. Кроме того, не исключено, что «Газпром», руководствуясь геополитическими мотивами, все же уступит Китаю и начнет поставлять туда газ по цене ниже себестоимости. И тогда российские налогоплательщики фактически займутся субсидированием экспортных проектов монополиста.Российский газовый концерн и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали вчера на площадке саммита G20 очередное соглашение. Речь идет об основных условиях поставок газа из России в Китай по восточному маршруту. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава совета директоров CNPC Чжоу Цзипин поставили свои подписи под документом по итогам встречи президента Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином. Документ носит юридически обязывающий характер.
«Тот факт, что подписание основных условий состоялось в дни проведения Форума G20, свидетельствует о нацеленности обеих сторон на успешное завершение переговоров и подписание контракта до конца 2013 года», – цитирует Интерфакс Миллера. Как передается, согласованы все основные условия поставок: объемы и сроки, принцип «бери и плати», период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей. Однако ключевой вопрос – цены – остался непроясненным.
Российско-китайские газовые переговоры все больше начинают походить на фарс. Им скоро «стукнет» почти 20 лет, при этом обе страны так и не пришли к единому мнению о стоимости газа. Китайцы требуют снизить цену, Россия пока что на особые уступки не идет. Еще в 1994 году страны подписали протокол о намерениях проложить трубопровод из Ковыкты в Китай. Спустя несколько лет во время визита первого президента России Бориса Ельцина в КНР ситуация, казалось бы, сдвинулась с мертвой точки. Был подписан меморандум о подготовке технико-экономического обоснования. Затем подписывались и другие соглашения о намерениях, однако особого эффекта они не имели. Пожалуй, последним громким намерением стала договоренность «Газпрома» и CNPC подписать до конца 2013 года уже окончательный контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту. Как сообщалось, «Газпром» даже надеялся получить от Китая аванс под поставки газа, которые могут начаться с 2018 года по одному из трубопроводов в объеме 38 млрд. куб. м в год с возможным ростом поставок до 60 млрд. куб. м. Наконец, было объявлено, что поставки российского газа будут осуществляться без привязки к ценам американского спотового рынка.
Впрочем, российско-китайским переговорам мешали не только упорство двух стран, но и внешние факторы. США начали добывать собственный сланцевый газ, что тут же обернулось снижением цены на газ на американском рынке. При этом в США заговорили о возможности поставлять на мировой рынок добытый у них сланцевый газ. И это расценивалось экспертами как настоящая революция, которая могла ударить по проектам «Газпрома». Китайцы, в свою очередь, нашли себе нового, более перспективного поставщика – Туркмению, где в начале сентября прошел официальный старт одного из самых крупных в мире месторождений – «Галкыныш». Одновременно Туркмения подписала с КНР контракт на поставки дополнительных 25 млрд. куб. м газа в год. В итоге, как уже писала пресса, поставки туркменского газа в Китай составят 65 млрд. куб. м в год, и это заметно больше, чем планировал направить в КНР «Газпром».
На этом фоне очередное соглашение России и Китая выглядит уже не столь убедительно. В принципе и сами эксперты газовой отрасли по разным причинам призывают не называть вчерашнее подписание каким-то сенсационным прорывом в российско-китайских переговорах.
Как замечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, вчера просто был сделан «последовательный шаг в рамках подписанных ранее соглашений». «Стороны признали, что они готовы в любом случае подписать до конца этого года контракт», – комментирует он. Хотя, как признает эксперт, вопрос цены пока что до конца не решен. «Насколько я понимаю, там могут возникнуть разные сценарии, некоторые из которых обсуждались и раньше. Например, такой: можно, условно говоря, сделать оптовую цену газа на входе в Китай поменьше, а потом предоставить «Газпрому» возможность заработать на внутреннем рынке, добрать необходимые деньги в рознице. Но проблема китайцев в том, что у них сейчас регулируемая внутренняя цена на газ, и она достаточно низкая. При этом мировые газовые цены растут. В итоге даже сами китайские предприятия, которые продают на внутреннем рынке газ, работают чуть ли не в убыток», – поясняет Правосудов.
По его словам, Китай хотел бы преподнести Туркмению как главного конкурента «Газпрома». Однако, по сути, Туркмения в данном случае не является нашим конкурентом, уверен Правосудов. «Ведь туркменский газ приходит в западные провинции Китая. А основной спрос в Китае на газ предъявляют восточные прибрежные, более развитые территории. И Россия планирует поставлять газ как раз в восточные провинции, – замечает Правосудов. – И там основным конкурентом для наших поставок будет не туркменский газ, а СПГ, но его китайцы покупают по той же цене, по которой «Газпром» продает газ в Европу». Более того, по мнению эксперта, на Китай давят проблемы угольной генерации, которая крайне плохо сказывается на экологической обстановке в городах. Поэтому вопрос наращивания газового импорта для КНР крайне важен.
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин назвал вчерашнее подписание пиар-ходом. «Эффект от этого будет нулевой. Поскольку так называемые основные условия страны подписывали уже несколько раз на протяжении нескольких лет подряд. Уже были сообщения о том, что Россия и Китай договорились абсолютно обо всем вплоть до формулы цены, привязки, объемов, но не договорились лишь по основному пункту – о цене газа. И то, что было подписано вчера, – это фактически повтор тех документов, которые подписывались раньше. Кроме как показухой я это никак назвать не могу», – отмечает Крутихин.
По его мнению, туркменское газовое проникновение в Китай для «Газпрома» не было неожиданностью, потому что «давным-давно «Газпром» был в курсе того, что Туркмения будет наращивать поставки». Так что этот фактор вряд ли как-то скажется на переговорах.
Пожалуй, главный вопрос сейчас – начнет ли Россия, исходя из определенных геополитических мотивов, поставлять в КНР газ по сниженной цене? Эксперты, отвечая на него, высказали абсолютно противоположное мнение.
Правосудов уверен, что в любом случае «Газпром» не начнет поставлять газ в Китай по цене ниже себестоимости, ведь это будет невыгодно для российской стороны: «Я не знаю ни одного такого примера, чтобы из-за каких-то мотивов, в том числе политических, какую-нибудь российскую компанию заставляли что-то продавать себе в убыток. И почему это вдруг должно произойти сейчас – я не представляю».
Крутихин, однако, не исключает, что «Газпром» под действием каких-либо геополитических мотивов вполне может начать продавать газ в Китай по цене ниже себестоимости. «Такая опасность есть. Когда «Газпром» принимает инвестиционные решения по проектам на востоке страны, то они продиктованы отнюдь не экономическими соображениями. Себестоимость газа на китайской границе будет выше, чем Китай соглашается за него платить. Таким образом, если мы начнем продавать газ ниже себестоимости, это будет означать субсидирование китайских потребителей за счет российских налогоплательщиков. Я такого развития событий не исключаю», – говорит Крутихин. Ведь, замечает он, и «Газпром» – компания не коммерческая, а, по сути своей, государственная.