Аналитики HSBC зафиксировали рекордное сокращение занятости.
Фото Reuters
«Экономическая активность в производстве незначительно улучшилась в августе, хотя интегральный показатель остался ниже критической отметки. Важно, что и новые заказы, и объемы производства возобновили свой рост, в то время как экспортные заказы остались практически неизменными.
В то же время производители еще больше активизировали сокращение персонала. Исследование PMI снизило обеспокоенность относительно возникновения рецессии в производстве. Это хорошая новость на фоне очень слабых данных об экономической активности в июле. Заглядывая вперед, медленный и шаткий рост кажется наиболее вероятным сценарием для российской промышленности, хотя умеренные риски стагнации производства остаются», – прокомментировал ситуацию главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов.
Его выводы основаны на материалах исследования компании Markit, проведенного для HSBC. Картина получилась такая – сезонно очищенный Индекс PMI обрабатывающих отраслей России, который позволяет отслеживать развитие общей конъюнктуры рынка, по итогам августа так и не превысил критическую отметку в 50 баллов, задержавшись на уровне 49,4 балла. По сравнению с июлем зафиксирован лишь символический рост на 0,2 балла, что свидетельствует об общем ухудшении деловой конъюнктуры в обрабатывающих отраслях отечественной экономики. В то же время в августе отмечен незначительный рост объемов новых заказов, простимулированный в основном внутренним спросом. Улучшение последовало после июльской стагнации. Несмотря на это, рост остался приглушенным, что аналитики HSBC связывают со стагнацией российского экспорта.
Наращивание портфеля новых заказов объясняется незначительным увеличением объемов производства. Авторы исследования считают, что рост обеспечен спросом на рынке потребительских товаров. При этом объемы незавершенных заказов в августе сократились. Это продолжается шестой месяц подряд, что говорит об отсутствии давления на производственные мощности. Более того, в августе сокращение ускорилось до максимальных темпов с сентября 2012 года. На фоне резкого сокращения незавершенных заказов при слабом росте новых заказов работодатели приступили к сокращению персонала.
Следует отметить, что предприниматели режут штаты уже девятый раз за 10 месяцев. Темпы сокращения занятости в августе оказались рекордно высокими за последние четыре года. Между тем, по данным Росстата, в конце июля численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 955,4 тыс. человек, а это минимальное значение с 2000 года. Но в промышленности происходят противоположные тенденции. «Инфляция издержек усилилась в августе, получив импульс от слабой валюты. Тем не менее, учитывая лишь умеренный рост отпускных цен, слабый спрос по-прежнему не позволяет производителям переложить рост затрат на потребителя. Усиление сокращения персонала также должно предотвратить быстрый рост цен в секторе потребительских товаров», – считает Морозов.
Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков подтверждает обоснованность тревожных оценок общего положения дел в обрабатывающих отраслях. Руководители предприятий вынуждены увольнять сотрудников. «Есть отдельные примеры, когда бизнесу удается успешно выживать и даже развиваться. Но в целом, как говорится, по больнице тенденция очень плохая. Она набирает обороты и может похоронить все», – подчеркнул он. Картина могла бы измениться, если бы вдруг инвестиционные ресурсы стали доступнее. Правительство обещает снизить ставку по кредитам до 10% годовых, однако это все равно много и деньги не будут длинные.
В свою очередь, главный экономист Центра развития Валерий Миронов призывает хладнокровнее оценивать то, как складывается ситуация в обрабатывающих отраслях. Возможно, за этим стоит структурная перестройка, продиктованная стагнацией и угрозой наступления рецессии. И следует способствовать ускорению этого процесса. Предприятия никогда не будут действовать себе во вред, убежден Миронов.