Премьер-министр пообщался с молодежью на форуме «Машук-2013». Фото с официального сайта правительства РФ
Вчера премьер Дмитрий Медведев прибыл в Пятигорск для проведения заседания правительственной комиссии по развитию Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Новая схема управления северокавказскими республиками появилась больше трех лет назад, и подведение итогов ее работы было бы вполне логичным. Правда, фантастических успехов в СКФО пока не видно. Возможно, именно по этой причине премьер вчера не торопился погружаться в кавказские проблемы. Идея возродить экономику Северного Кавказа за счет туристического кластера и горнолыжных курортов чиновников больше не вдохновляет. Тем более, старт курортного строительства оказался не самым удачным. Да и проблемы с безопасностью никуда не исчезли.Дмитрий Медведев провел вчера заседание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО. Но для начала он посетил Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2013», где поговорил с участниками о том, как хорошо его пародирует КВН, о выборах глав регионов, о налоговых каникулах для молодых предпринимателей, о высоких ценах на бензин, которые лучше низких цен на нефть, и о многом другом. И только в конце дня он наконец-то начал заседание комиссии. В каком-то смысле такая неторопливость в осбуждении острых кавказских проблем не удивительна, так как эти проблемы все острее, несмотря на усилия властей. СКФО появился в РФ недавно. Указом президента от 19 января 2010 года он был выделен из Южного федерального округа. В него вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чечня.
Полномочным представителем президента в округе стал Александр Хлопонин. Чиновники признавали, что пока что северокавказские республики в большинстве своем отпугивают инвесторов и не могут похвалиться достойным уровнем жизни населения. Поэтому в 2010 году правительство приняло Стратегию социально-экономического развития СКФО до 2025 года, в которой прописывалось, что дотационные северокавказские республики – а таковых большинство – должны превратиться если и не в локомотив всей российской экономики, то по крайней мере в привлекательные для инвесторов регионы.
Ожидалось, что одним из главных стимулов для возрождения Северного Кавказа станет создание на его территории туристического кластера мирового уровня, который сможет конкурировать с европейскими горнолыжными курортами. Для того чтобы воплотить эту утопию в жизнь, в 2010 году правительство учредило ОАО «Курорты Северного Кавказа», компанию тогда возглавил Ахмед Билалов.
Проект туристического кластера предусматривает на территории СКФО строительство семи горнолыжных курортов со всей необходимой инфраструктурой, а также пляжных курортов на Каспийском побережье. Для этого необходимо около 500 млрд. руб. Прямые государственные инвестиции должны были составить 60 млрд. руб., остальное планировалось получить от инвесторов. Правительство РФ взяло на себя гарантии на уровне 70% всех инвестиций. И на таких условиях согласились работать французы, также заинтересовались корейцы (см. «НГ» от 09.02.12).
Однако модная еще год назад идея туристического стимулирования округа сейчас по вполне понятным причинам у чиновников не в чести. Весной этого года президент Владимир Путин уволил Билалова с должности вице-президента Олимпийского комитета России за срыв графиков строительства олимпийских объектов и нецелевое расходование средств. Вслед за этим последовало его увольнение с должности председателя совета директоров в «Курортах Северного Кавказа», так как и по этому направлению тоже выявились факты неэффективных трат. Выяснилось, что руководство куда больше тратилось на самообеспечение, чем на туристический кластер. В итоге следственный департамент МВД России возбудил уголовное дело по признакам мошенничества, совершенного неустановленными лицами из числа руководителей ОАО «Курорты Северного Кавказа». Хищения бюджетных средств оценивались более чем в 275 млн. руб. Однако уголовное дело не помешало Билалову покинуть страну.
Похвалиться округу более чем за три года его существования сейчас нечем. Одна из иллюстраций хозяйственной неразберихи на Северном Кавказе – рекордные массовые неплатежи за электричество. Проблема настолько острая, что местные власти переходят уже к крайним мерам. Так, вчера стало известно, что энергетики начали массовые отключения неплательщиков в Дагестане. Как передает ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу «Дагэнергосеть», на сегодня суммарный долг потребителей составляет более 3 млрд. руб. Всего за неуплату планируется ограничить подачу электроэнергии в отношении почти 4 тыс. абонентов. Это юридические лица, частные предприятия, муниципальные и административные учреждения. Затем последуют отключения и среди населения. Они могут коснуться почти 1,4 тыс. физических лиц.
«Курорты Северного Кавказа» не оправдали надежды правительства. Фото РИА Новости |
Похоже, сами местные власти не заинтересованы в полноценном развитии. «Северокавказские элиты, которые находятся на государственной службе, в основном безынициативны. Они привыкли получать серьезные финансовые вливания из федерального Центра, распоряжаться траншами по своему усмотрению, делить их между близкими людьми и кланами. И они не заинтересованы в развитии. Это – прослойка, которая высасывает все деньги, поступающие в регион. Поэтому простое население в северокавказских республиках живет очень бедно. И многие уходят в теневой сектор, а некоторые выбирают другую альтернативу – уходят в лес, вливаются в число участников незаконных военных формирований», – поясняет Муханов. Доля теневой экономики составляет на Северном Кавказе более 50%, уровень безработицы высок, никаких гарантий для бизнеса нет.
Как заметил Муханов, одной из причин вычленения СКФО стало стремление властей «любыми способами отделить Сочи от Северного Кавказа». Так что, выходит, не столько развитие кавказских республик было во главе угла, сколько беспроблемное проведение Олимпийских игр. У полпреда президента на Северном Кавказе на самом деле нет ни полномочий, ни рычагов влияния. Он лишь, как поясняет Муханов, в основном курирует отдельные инвестпроекты. А главы регионов контактируют по всем вопросам напрямую с федеральным Центром.
В первую очередь именно местные власти несут ответственность за ситуацию в республиках. Но не только они, добавляет Муханов. Есть еще проблема неэффективности госуправления в целом российской власти. «Можно сколько угодно делить пирог на пять или десять кусков. Но если ты не понимаешь, как эффективно использовать и контролировать каждый из кусков, то неважно, сколько кусков у тебя в руке», – приводит метафору эксперт. Одни лишь вливания денег в северокавказские республики не помогут распутать весь клубок проблем.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич соглашается: «Смысла в организации округа я не вижу. Хлопонин не в состоянии решить институциональные проблемы, которые существуют на Северном Кавказе. Пока что я, к сожалению, вижу только рост насилия на Северном Кавказе».
По мнению Зубаревич, идея развивать туризм в округе в принципе здравая – если речь идет о развитии уже имеющихся курортов со своей историей и об одновременном повышении безопасности в регионе. Но плодить там курорты так, как это происходит сейчас, – уже безумие, добавляет эксперт.
Кроме туристической отрасли можно было бы делать ставку на сельское хозяйство, на малый бизнес. «Но проблема, как всегда, в институтах. Люди платят государственным чиновникам всех видов. Платят и боевикам – это предложение, от которого нельзя отказаться, это вопрос их безопасности, – отмечает Зубаревич. – Если снять хотя бы часть этого давления, малый бизнес на Северном Кавказе будет развиваться лучше, чем во многих других регионах. Но весь вопрос в том, как снять».
Лишь в конце дня премьер Дмитрий Медведев начал вчера заседание правительственной комиссии по развитию СКФО. Он предложил создать специальную рабочую группу, которая займется контролем за расходованием средств в рамках госпрограммы развития СКФО до 2025 года. С поступающими на Северный Кавказ деньгами, по словам премьера, «все очень непросто», поэтому «нужно обеспечить полноценный государственный и общественный контроль».