На опыты властей население может ответить своими нововведениями. Фото РИА Новости
Семь пилотных регионов начнут опыты с нормами потребления энергии уже с 1 сентября этого года. А остальная страна присоединится к этим опытам с 1 июля 2014-го. Правительство обещает, что в нормы уложатся более 70% граждан, для которых цены на электроэнергию будут снижены. Для оставшихся 30% населения энергия будет дороже. Но эксперты не верят обещаниям министров и уверены, что введение норм обернется общим повышением тарифов, поскольку главным мотивом реформы открыто объявлена ликвидация так называемого перекрестного субсидирования. В результате население будет платить за электроэнергию больше, чем промышленные предприятия.В правительственном постановлении от 22 июля текущего года определено, что с 1 сентября нормы потребления электроэнергии будут введены в пилотном режиме в Забайкальском и Красноярском краях, а также в Орловской, Владимирской, Нижегородской, Ростовской и Самарской областях. Как пояснил вице-премьер Дмитрий Козак, в пределах социальной нормы тарифы на электроэнергию будут чуть снижены, а за ее пределами – чуть повышены. При этом, по его словам, социальную норму необходимо установить так, чтобы в нее укладывались более 70% граждан.
Однако у аналитиков эти утверждения высокопоставленного чиновника вызвали только вопросы и сомнения. «Главная цель введения норм потребления электричества – решение проблемы перекрестного субсидирования. Смысл ее в том, что население недоплачивает за энергию из-за льготных тарифов, а промышленность, наоборот, переплачивает и тем самым компенсирует убытки энергетиков, – полагает аналитик аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Егор Двинянин. Такое перекрестное субсидирование появилось еще в тяжелые 90-е годы и сейчас приносит больше вреда, чем пользы. Во-первых, потому, что наибольшую выгоду получают самые обеспеченные домохозяйства, которые потребляют больше электричества. Во-вторых, потому, что такая несправедливость увеличивает издержки промпредприятий и тормозит развитие этого сектора экономики.
В свою очередь, замгендиректора по экономике и финансам МРСК Центра Сергей Румянцев полон оптимизма. «Недоплачивая за электроэнергию в качестве индивидуальных пользователей, мы переплачиваем за нее в составе цены на товары, работы и услуги. На наш взгляд, все потребители должны платить за электроэнергию по экономически обоснованному тарифу», – уверен он. Но сразу предупреждает, что единовременное введение таких тарифов было бы шоком для социально незащищенных групп населения. Именно поэтому введение соцнорм сначала в пилотных регионах выглядит оправданным решением.
«Когда энергетики говорят об экономически обоснованных тарифах, всегда хочется посмотреть на это экономическое обоснование. Интересно, например, узнать, почему в Москве цены на электроэнергию для населения равны ценам в Париже. В электроэнергетике имеются колоссальные резервы повышения эффективности, и их раскрытие возможно только при кардинальном росте прозрачности в отрасли», – возражает руководитель Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.
«Введение норм приведет к увеличению цен на энергию для населения и приблизит их к ценам в промышленном секторе. К чему, собственно, и стремятся власти, – считает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский. – В целях поддержки населения гораздо эффективнее применять адресные дотации. К тому же к существенному энергосбережению новые нормы вряд ли приведут, так как экономия энергии достигается прежде всего внедрением технологий энергоэффективности зданий, освещения, бытовых приборов. Такими технологиями активно пользуются европейцы. Несмотря на это, среднее потребление электроэнергии в той же Германии составляет 150 киловатт в час на одного человека в месяц, то есть существенно выше, чем у нас».
Между тем аналитик агентства «Инвесткафе» Екатерина Шишко заявляет, что введение социальной нормы имеет как официальные, так и скрытые причины. «Прежде всего – это коррекция системы перекрестного субсидирования, когда увеличенная нагрузка на промышленных потребителей будет уменьшена за счет населения. Пока сложно сказать, насколько это улучшит условия ведения бизнеса, но то, что это вызовет недовольство населения, – практически гарантировано, считает она. Еще одна цель – стимулировать энергосбережение и впоследствии – снижение энергоемкости экономики. Еще один мотив – получить с населения деньги для компенсации выпадающих доходов межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)». При этом у чиновников есть желание «спрятать» или замаскировать рост тарифов на электроэнергию. «Изначально заявлялось, что базовый тариф будет несколько меньше текущего, но в реальности уже есть примеры несоблюдения этого обещания, – отмечает Екатерина Шишко. – Так, в некоторых регионах, где с 1 сентября будет запущен эксперимент, новые тарифы в рамках социальной нормы уже превышают существующие значения. А цена за киловатт-час сверх нормы будет уже на 25–30% выше базовой ставки. А где-то ожидается превышение и на 50–60%. Естественно, такая система позволит электроэнергетикам увеличить прибыли, так как население в итоге будет платить больше».
Впрочем, с макроэкономической точки зрения значимого эффекта от введения норм ожидать не стоит, считает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.