Глава ФАС Игорь Артемьев потребовал лишить монополии привилегий.
Фото с официального сайта правительства РФ
Как повысить темпы роста отечественной экономики – до сих пор непонятно. С одной стороны, вроде бы и планы есть, и мероприятия назначены, и «дорожные карты» расчерчены, но толку пока не видно. Как не видно и доверия со стороны инвесторов, которые не желают рисковать собственными средствами, связываясь с Россией. По данным Минэкономразвития, инвестиционная активность в настоящий момент отрицательная. Антимонопольная служба требует изменить существующее законодательство, которое ставит естественные монополии в привилегированное положение. Что на это ответить, не знает, похоже, даже глава правительства.
«Ситуация у нас остается весьма и весьма проблемной, – подвел итог вчерашнего правительственного заседания премьер-министр Дмитрий Медведев. – В значительной степени министерства не заинтересованы в том, чтобы развивать конкуренцию, – эта истина остается такой же и на сегодняшний момент. Я тогда (как раз в этом зале), обращаясь к коллегам, говорил, что очень часто в проведении конкурентных мер не заинтересованы сами руководители отрасли, компаний – это правда. И это так, может быть, нами исторически понимается. Но это не означает, что так должно быть».
По его словам, принимаются «дорожные карты», программы, но, «если говорить откровенно, существенных сдвигов пока нет – это оценка и большинства предпринимателей, и экспертов», – сокрушался премьер.
По его словам, антимонопольное законодательство в стране довольно строгое, а вот конкуренция пока слабенькая. «Проблемы с этой точки зрения остаются и на рынках сырьевых товаров, и в сфере естественных монополий, и в системе государственных закупок, – перечислил он. – Сохраняются административные и финансовые барьеры, ограничен доступ к транспортной инфраструктуре. Процедуры лицензирования до сих пор остаются затратными и долгими, хотя определенные шаги вперед мы сделали. От таких ограничений страдает и малый и средний бизнес, и вообще все те, кто пользуется соответствующей государственной системой».
В свою очередь, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил о том, что препятствия кроются еще и в ранее принятых законах, защищающих монополистов. «Закон о естественных монополиях 1995 года ставит их определенным образом в привилегированное положение, притом что, наоборот, мне кажется, внимание к ним и отношение к этим крупным, несомненно, очень важным столпам нашей экономики должно быть особенно пристрастным и особенно твердым и требовательным, – заявил он. – Раз они «столпы» и от них зависит все наше хозяйство, весь наш «дом» в нашем государстве, то, наверное, и требования должны быть таковы. Закон же делает для них послабление. То есть общее законодательство о конкуренции для всех хозсубъектов, будь то частные металлургические компании или какие-нибудь другие, – для них жестче, а для естественных монополий очень много сделано послаблений. Почему? Потому что закон 1995 года так вывел их в отдельную категорию, а дальше возникли законы о газоснабжении, еще о чем-нибудь и так далее, которые еще закрепили эту тенденцию».
Горькую пилюлю подкинул и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Инвестиционная активность – отрицательная. Спад чистого экспорта. Единственный показатель, который худо-бедно выполняет стимулирующую роль, – рост доходов населения. Но во многом это связано с ростом доходов бюджетников», – перечислил он.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ситуация в стране складывается критическая, тогда как выходов власти пока не предлагают.
«Макроэкономика в России однозначно не радует. За второй квартал она выросла на 1,9%, за первое полугодие – на 1,7%. Но самое плохое другое. За первое полугодие инвестиции снизились на 1,4%. А падение инвестиций – очень тревожный знак, – отмечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. – Российская экономика работает на пределе. Если вдруг случится чудо и Европа выйдет из спада и мы получим рост спроса, то наша экономика просто не сможет его удовлетворить. Как следствие – неизбежный всплеск инфляции. Без масштабных инвестиций дальнейшее развитие экономики невозможно. Однако, к сожалению, при нынешнем правительстве это вряд ли возможно. Понимания сложности и остроты вызова у нынешнего премьера нет».
В свою очередь, аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян считает, что прежде всего необходимо смягчать условия для доступа на рынки капиталов частным фирмам. «Без относительно доступного заемного и инвестиционного капитала для частного корпоративного сектора ни о каком ускорении деловой активности говорить не приходится, – полагает он. – Наконец, необходимо ограничить рост тарифов энергетиков и естественных монополий уровнем инфляции за прошедший год. Это развяжет руки Центробанку в смягчении денежно-кредитной политики и сделает более предсказуемыми инфляцию и возможность ее таргетирования».
По его данным, сейчас вклад регулируемых тарифов в общей инфляции доходит до 40–45%. «То есть если бы тарифы увеличивались не на 15%, а, скажем, на 6,7% (уровень инфляции за 2012 год), то уже в текущем году цены выросли бы не более чем на 5,5%, – считает Авакян. – Кроме того, это позволило бы оживить многие сектора экономики, напрямую связанные с потребительским спросом – строительный, пищевой, автомобильный и т.д. К слову говоря, именно потребление остается главным столпом роста экономики в России».
Но и одних только этих мер для увеличения конкурентоспособности и обеспечения долгосрочного роста недостаточно – необходима тотальная модернизация промышленности, так как мощности сейчас в некоторых отраслях изношены на 70%, в целом же в российском промышленном секторе износ основных фондов составляет около 35%. Сумма для этого потребуется немалая (около 250 млрд. долл. в течение 3–5 лет), однако результат не заставит себя долго ждать. Кроме всего прочего, модернизация основных фондов позволит увеличить конкурентоспособность отечественных товаров, которая пока, откровенно говоря, остается не самой высокой даже среди развивающихся стран.