Доступные кредиты помогут сохранить рабочие места в автопроме. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Правительство, пусть и задним числом, приняло новую программу льготного автокредитования. С точки зрения экономической целесообразности этот шаг выглядит оправданным – государство, делая кредиты для населения доступнее, стимулирует спрос на новые легковые машины. Однако по факту в выигрыше отраслевые лоббисты, которые за счет налогоплательщиков решают свои проблемы. Это происходит не в первый раз, что свидетельствует о том, что отечественный автопром, на предприятиях которого работают сотни тысяч человек, не способен выжить без поддержки государства.Сегодня должен состояться брифинг замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова, посвященный старту программы льготного автокредитования. Данная мера призвана поддержать российский автопром, ситуация в котором последние месяцы только ухудшается. Особенно резко снижаются темпы продаж в сегменте легковых машин, что подтверждает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По итогам весны показатели ушли вниз на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть снижение показателей составило почти 12%, а за первое полугодие падение составило 11%. Аналитики АЕБ не исключают, что по итогам года россияне купят не более 2,95 млн. машин, что на 5% меньше, чем в 2012 году.
Минпромторг рассчитывает переломить ситуацию совсем не малой кровью. На льготное автокредитование (с учетом трехлетнего срока погашения кредитов) государство выделяет 17 млрд. руб. Предполагается, что в рамках этой программы, которая будет действовать с 1 июля 2013 года до 1 апреля 2014 года, будет выдано 489 тыс. кредитов. Обязательное условие – стоимость приобретаемого автомобиля не должна превышать 750 тыс. руб. В перечень включено 37 марок автомобилей, производимых в России. Субсидии в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ будут предоставляться каждый месяц. Минпромторгу делегировано право проверять банки-участники, контролируя соблюдение правил предоставления субсидий.
Если расчеты чиновников окажутся верны, то темпы роста продаж машин на внутреннем рынке восстановятся, перечеркнув тем самым пессимистические прогнозы. Минпромторг в данном случае не изобрел велосипед, а лишь пытается повторить старый опыт. Льготное автокредитование было введено в кризисном 2009 году и действовало до конца 2011 года. Банки выдавали кредиты по своей процентной ставке минус две трети ставки рефинансирования ЦБ, которые им возмещало государство. Первоначально таким образом можно было купить машину стоимостью до 350 тыс. руб. и при первоначальном взносе не менее 30% от их цены. Потом планку стоимости подняли до 600 тыс. руб., а первоначальный взнос снизили до 15% от стоимости машины. В 2012 году, когда программа не работала, российский авторынок тут же продемонстрировал затухающую динамику продаж.
Это означает, что отрасль, создающая около 1% ВВП, в которой работают до 1 млн. человек, а в смежных секторах экономики на автопром работают еще 4,5 млн. человек, пока не в состоянии обойтись без помощи государства. Миллиардные бюджетные вливания в программу льготного автокредитования лишь формально ориентированы на поддержку внутреннего спроса. В действительности государство, щедро тратя бюджетные деньги, помогает и иностранным партнерам. Дело в том, что большинство заводов, которые разместили на территории России ведущие западные автоконцерны, работают в режиме промсборки. По словам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, наиболее высокая степень локализации производства – более 40% – у Renault. Многие же получают большую часть автокомплектующих из-за границы. Таким образом, зарубежные производители, по сути дела, спасаются от мирового кризиса за счет российских налогоплательщиков. Как бы то ни было, Коровкин считает реанимацию госпрограммы льготного автокредитования мерой полезной с точки зрения предотвращения негативного развития ситуации в отрасли. «Вопрос не в том, сколько автомобилей будет в нашей стране произведено и реализовано, а в том, сколько людей, занятых в отрасли, может быть выброшено на улицу, если из-за снижения спроса придется сворачивать производство», – пояснил он.
Старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко согласен с тем, что через улучшение условий автокредитования реально стимулировать спрос на внутреннем рынке. Сейчас в кредит граждане РФ покупают около 30–35% машин от общего объема продаж. Средняя ставка банков по этому продукту составляет 16–18%, тогда как до кризиса была 12–13%, напомнил эксперт. «Год для отрасли очень тяжелый. В текущих условиях при сохранении действующих ставок по автокредитам рынок, можно сказать, насыщен», – отметил он. Госпрограмма способна временно выправить ситуацию, как это уже было в кризис 2009–2010 годов. Другое дело, что автопроизводители, работающие в России, похоже, привыкли к тому, что власти обязательно помогут. С таким расчетом они и планируют развертывание новых и расширение действующих предприятий, уверен Литвиненко.
У российского рынка резервы вроде бы есть. Оптимальное с точки зрения насыщения спроса количество автомобилей на душу населения в России, по оценке PwC, составляет 400 машин на 1 тыс. человек. Пока этот показатель ограничен примерно 250 автомобилями. Но перманентно подогревать спрос за счет федерального бюджета будет едва ли правильно. Кроме автопрома в стране есть другие сектора экономики, которые тоже переживают не самые лучшие времена. И непонятно, почему правительство должно раз за разом идти на уступки одним отраслевым лоббистам, решая их проблемы за счет налогоплательщиков. Несравненно больший эффект и для автопрома, и для всей отечественной экономики имело бы снижение ставки рефинансирования ЦБ, вслед за которым снизили бы ставки по кредитам, в том числе и на автомобили, банки.
Все это обеспечило бы существенный рост объемов автокредитования в России. И конкуренция за заемщика была бы честная, а не как сегодня. Аналитик агентства «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова полагает, что Сбербанк и ВТБ24 будут допущены к участию в госпрограмме льготного автокредитования. «Эти кредитные организации могут позволить себе снизить ставки на 0,5–1 п.п., что позволит сделать их продукты еще более выгодными для клиентов и обеспечит выполнение плана по приросту розничных кредитных портфелей на 2013 год», – подчеркнула Кондрашова.