Ангела Меркель и в Германии строить АЭС не разрешает, и Евросоюзу отказывает в такой возможности. Фото Reuters
Ситуация на европейском рынке становится все более неопределенной, учитывая, что основные страны декларируют разные подходы к обеспечению энергобезопасности. Не успела Франция отвергнуть планы по добыче сланцевого газа, как Минфин Великобритании пообещал создать «самый льготный в мире налоговый режим» для компаний, добывающих сланцевое топливо. Германия, отказавшаяся от атомной энергетики, пытается запретить ее развивать и в Евросоюзе. Однако сможет ли воспользоваться этой разноголосицей Россия – пока не совсем понятно.«Сланцевый газ обладает гигантским потенциалом, и он должен работать на благо британской экономики, – заявил в пятницу глава Минфина Джордж Осборн. – Развитие этой сферы повысит энергобезопасность и позволит создать сотни рабочих мест».
Согласно одобренному Минфином страны плану, в секторе сланцевого газа налог на доходы энергетических компаний будет снижен в два раза – с нынешних 62 до 30%. Одновременно местным властям, на территории которых планируется добывать сланцевый газ и нефть, будет выплачиваться специальная премия – по 100 тыс. фунтов на каждую пробуренную скважину, а также 1% от выручки компаний, добывающих сланцевый газ.
По данным агентства Reuters, Великобритания обладает крупными запасами сланцевого газа, которые позволяют в течение ближайших 100 лет полностью обеспечить потребности национальной экономики в энергетических ресурсах. Геологическая служба страны в июне сообщила, что на севере Англии в долине Боуленд в сланцах скрыто до 1,3 трлн. куб. м газа, что в два раза превышает предыдущие оценки. Ведомство, правда, затруднилось оценить долю извлекаемых запасов в общей ресурсной оценке, указав, что извлекаемые объемы будут зависеть от конкретных «экономических, геологических и социальных факторов».
Франция, наоборот, от разработки сланцевого газа категорически отказывается. «Пока я являюсь президентом, сланцевый газ не будет разрабатываться», – заявил на прошлой неделе президент Олланд.
Между тем Германия выступает против планов Еврокомиссии, предусматривающих субсидирование атомной энергетики. «Представители Берлина в ЕС не одобрили намерения Брюсселя, и я их поддерживаю», – заявила в пятницу канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она подчеркнула, что, несмотря на существующие трудности, федеральное правительство продолжит намеченные реформы в сфере энергетической политики, а именно – выход из атомной энергетики. «Конечно, рост цен на электричество является существенной проблемой, – отметила Меркель. – Но, несмотря на это, усилия, направленные на развитие возобновляемых источников энергии, будут продолжены и после предстоящих выборов в Бундестаг».
Напомним, что до конца 2022 года из эксплуатации должны быть выведены все немецкие атомные электростанции. В то же время ряд стран ЕС выступает за дальнейшее развитие ядерной энергетики и планирует строительство новых АЭС.
По мнению части опрошенных «НГ» экспертов, разноголосица в европейском стане может сыграть на руку России вообще и «Газпрому» в частности. Как отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник, все очевиднее становится факт, что в Европе в энергетической сфере нарастает разнонаправленность. «Каждая из стран стремится решать вопрос энергетической безопасности самостоятельно, – говорит он. – Пока это положение дел выгодно России и «Газпрому». Но вот ответить на вопрос, как долго продлится эта ситуация, пока довольно сложно. Конечно, Ангела Меркель не могла напрямую сказать о том, что Германия рассчитывает на увеличение поставок традиционного газа из России по трубопроводу «Северный поток». Но опять же – еще вопрос, как долго официальный Берлин будет придерживаться столь жесткой на сегодняшний день позиции». Не исключено, что в будущем Германия может изменить свою позицию, и тогда ситуация окажется совершенно иной, полагает аналитик.
Впрочем, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин придерживается противоположной точки зрения. «Великобритания обладает огромными запасами сланцевого газа – 1,3–1,5 триллиона кубометров – это как половина российского «Штокмана». При этом она заключила ряд довольно объемных контрактов на поставку сжиженного природного газа (СПГ) из США, – перечисляет он. – Строит терминалы по приему СПГ и Франция, у которой динамично развивается еще и атомная энергетика. А Германия для обеспечения своих энергетических потребностей переходит на уголь, а не на газ. Так что серьезного увеличения рынка для российского газа не будет».