0
4203
Газета Экономика Интернет-версия

19.07.2013 00:01:00

Газу приказано потеснить бензин

Тэги: минэнерго, транспорт, топливо, газ


минэнерго, транспорт, топливо, газ Ажиотажного спроса на ГМТ в России пока не наблюдается. Фото ИТАР-ТАСС

Перспективы применения газомоторного топлива (ГМТ) до 2020 года в России пока туманны. С одной стороны, есть интерес правительства и соответствующие указания премьера Дмитрия Медведева. С другой – Минэнерго еще только разрабатывает план действий, и уже очевидно, что в этом проекте есть немало слабых мест. В частности, на сегодняшний день в стране отсутствует как таковая инфраструктура для использования автотранспортом сжиженного природного газа (СПГ). А само строительство заправочных станций в России оказывается чрезвычайно дорогим удовольствием. Например, в Европе «Газпром» строит газовую заправку в шесть раз дешевле, чем в России. Эти вложения выглядят достаточно рискованными, учитывая, что в настоящий момент в России эксплуатируются лишь опытные образцы автомобилей с двигателями, работающими на СПГ.
План по расширению применения газомоторного топлива на всех видах транспорта, за исключением авиации, Минэнерго обещает подготовить и принять до конца 2013 года. На этот счет есть постановление правительства, подписанное Дмитрием Медведевым. Однако вопрос о будущем ГМТ в России все еще остается дискуссионным, что и подтвердилось вчера на круглом столе, проведенном Аналитическим центром при правительстве РФ.
Доклад представителя Минэнерго Максима Лобанова изобиловал цифрами и расчетами, на основании которых предстала следующая картина. Сегодня российские автомобилисты предпочтения отдают сжиженному углеводородному газу (СУГ) – в стране насчитывается более 4,7 тыс. заправок. Пропан-бутан используют в качестве топлива 1,1 млн. автомашин. Менее популярен компримированный (сжатый) природный газ – всего 211 заправок, что, видимо, достаточно для автопарка из 100 тыс. машин. Совершенно не пользуется спросом СПГ – существует заправка в единичном экземпляре и лишь опытные образцы автомобилей, двигатели которых работают на этом топливе.
У каждого вида ГМТ, по словам Лобанова, есть как преимущества, так и недостатки. Например, удельные расходы при использовании сжиженного углеводородного газа составляют 213 руб. на 100 км пробега. Это на 92 руб. меньше к бензину и на 51 руб. к дизтопливу. Еще большую экономию гарантирует автовладельцам компримированный природный газ: затраты не превышают 170 руб. на 100 км пробега. К сожалению, при его использовании на 15% снижается мощность двигателя, ограничен и запас хода. По СПГ экономических выкладок, основанных на реальном опыте, пока нет. Чиновнику очевидно, что потенциал этого вида ГМТ выше, чем у ныне используемых. Однако есть один минус – инфраструктуру придется создавать с нуля.
Вообще перевод автотранспорта на ГМТ – удовольствие недешевое. Например, в прошлом году под патронажем Минтранса регионы закупили 641 автобус, работающий на газе. Федеральному бюджету это обошлось в 3,5 млрд. руб. Не менее затратно создание сети автомобильных газозаправочных станций (АГЗС). В планы «Газпрома» на текущий год входит строительство 17 АГЗС. Цена вопроса – 1 млрд. руб. «Роснефть» же намерена до 2020 года вложить 68 млрд. руб. и построить 1 тыс. АГЗС. На круглом столе выяснилась пикантная подробность – в странах Евросоюза «Газпром» тратит на строительство одной АГЗС в среднем 250 тыс. евро (примерно 10,5 млн. руб.). В России же затраты странным образом вырастают почти в шесть раз – до 60–63 млн. руб.
Представитель «Газпром экспорта» Евгений Пронин предположил, что отечественные АГЗС более крупные, чем европейские. Участники дискуссии оспаривать это утверждение оказались не готовы, хотя столь существенная разница в цене наводит на мысль, что в России расширение применения ГМТ на транспорте может обойтись неоправданно дорого, что сведет к нулю другие преимущества этого вида топлива.
Во всяком случае, цифры, которые Пронин привел в пользу ГМТ, повергли коллег в сомнение. Речь шла о планах до 2030 года перевести половину общественного транспорта, треть грузовиков и пятую часть сельхозтехники на газовое топливо. Для каждого из видов техники экономия за счет снижения затрат на топливо должна получиться такая: общественный транспорт – экономия 49 млрд. руб. в год, грузовой транспорт – 34 млрд. руб., сельхозтехника – 6 млрд. У выступающего поинтересовались, учитывал ли он затраты на переоборудование автотранспорта на газ. И тот признался – данные взяты из открытых источников, которые скорее всего эти нюансы в расчет не брали. Получается, что экономия в значительной мере может быть съедена расходами на установку газового оборудования на машинах и автобусах.
Под большим вопросом применение ГМТ в агропроме. Гонять с полей на газовые заправки трактора и комбайны себе дороже, заявил чиновник из Минсельхоза. Значит, нужны передвижные заправочные комплексы. Но такие комплексы в России, как тут же выяснилось, вообще не выпускаются. Впрочем, для сельхозтехники применение ГМТ ограничено и по другим причинам. Одна из главных – сегодня значительное количество комбайнов и тракторов импортного производства. До тех пор пока они не проработают гарантийный срок, переделка двигателя исключена в принципе.
Не строят иллюзий о перспективах ГМТ в России и представители транспортных компаний. «Перспективы развития рынка газомоторного топлива зависят от желания и политической воли правительства формировать условия, стимулирующие владельцев транспорта переходить на этот вид топлива. Пока такой заинтересованности у потребителей нет. Заправочных станций очень мало. Их рентабельность ввиду малой загрузки очень низка. Есть и другие нюансы. Например, приходилось даже слышать истории о том, что на автобус или грузовик, работающий на газомоторном топливе, трудно найти водителя – никто не соглашается работать, потому что газ в отличие от бензина невозможно слить и обналичить, – говорит гендиректор City Express Алексей Кичатов.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
522
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
450
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
542
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
292

Другие новости