Президент Франсуа Олланд поставил крест на добыче сланцевого газа в родной стране. Фото Reuters
Категоричный отказ французского руководства от разработки сланцевого газа на своей территории рушит иллюзии европейцев, жаждущих избавиться от российского влияния. Как заявил президент Франции Франсуа Олланд, в его стране сланцевый газ добывать не будут из-за возможных экологических последствий, преодолеть которые Франция пока не готова. Победу может праздновать российский «Газпром», который, как отмечают аналитики, сможет куда более уверенно отстаивать свои интересы при заключении долгосрочных контрактов.«Пока я являюсь президентом, сланцевый газ не будет разрабатываться», – заявил Олланд.
Он напомнил, что в 2011 году, еще до прихода к власти социалистов, французский парламент проголосовал за запрет добычи сланцевого газа методом гидроразрыва, и пообещал, что нынешнее парламентское большинство не намерено пересматривать законодательство.
Согласно оценкам экспертов, наиболее значительными запасами сланцевого газа на территории Европы обладают Великобритания (около 3,7 трлн. кубометров), Норвегия (чуть более 2 трлн.), Германия (2,3 трлн.), Польша (1–2 трлн. кубометров) и Франция, по которой точных данных нет, хотя они оцениваются как «крупные». Проблема в том, что в настоящее время за пределами американского континента не существует ни одного рентабельного месторождения. В частности, все попытки начать добычу нетрадиционного газа в Польше закончились неудачей. К тому же парламент Болгарии в январе 2012 года запретил добычу сланцевых газов, хотя их запасы в стране оценивались в 1 трлн. кубометров. Добыча сланцевого газа встретила серьезное сопротивление в Нидерландах и Румынии. Но еще есть Украина – с ее запасами в 1,2 трлн. кубов и планами их разработки.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, окончательный отказ Франции от сланцевого газа добавит лишних очков «Газпрому», руководство которого неоднократно заявляло о том, что работы в этом направлении не имеют перспективы.
«Совсем недавно Польша отложила подобные проекты на будущее, тогда как нецелесообразность разработки была также признана более полутора лет назад в Австрии. Так что тема экологии здесь очень актуальна – при сегодняшнем технологическом уровне это ресурс, лишь выборочно доступный для разработки прежде всего на малозаселенных территориях, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Для рынка газа в Европе это, конечно, очередная маленькая хорошая новость, снимающая давление навеса избыточного предложения. Но не надо забывать, что одной из причин отказа от разработки является не только экология, но и потребность в субсидиях, что для Европы сейчас также нежелательная нагрузка. Так что для цен на газ – это безусловная поддержка, дающая понимание рынку, что среднесрочное увеличение предложения за счет внутренних источников – это еще очень большой вопрос».
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Иван Анашкин считает, что заявление французского президента позволит «Газпрому» свободнее себя чувствовать в переговорах с европейскими потребителями относительно условий долгосрочных контрактов. «Примером Франции могут воспользоваться многие противники разработки сланцевых месторождений, что создаст дополнительные трудности в развитии добычи такого рода газа в других европейских странах, – полагает он. – Возможность производства сланцевого газа в Европе могла повлиять на перспективы поставок российского газа, но только в долгосрочной перспективе, так как о начале промышленной добычи на такого рода проектах в ближайшие годы речи не шло. Стоит отметить, что это заявление было вполне ожидаемым, так как руководство Франции уже неоднократно высказывалось о негативном отношении к возможным экологическим рискам, возникающим при добыче сланцевого газа. Также Франция получает существенную долю электроэнергии от своих атомных станций, что означает, что у нее нет необходимости прибегать к двусмысленным с точки зрения экологии и затрат проектам по добыче сланцевого газа».
В то же время, как считает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова, запрет на добычу сланцевого газа во Франции вряд ли найдет отражение на европейском газовом рынке, но в любом случае создаст значительный прецедент в мировой энергетике. «Также стоит отметить, что себестоимость сланцевого газа оказывается выше, чем традиционного газа, а это еще одна причина оттока инвесторов», – отмечает эксперт.
В любом случае развитие этой отрасли может оказаться под большим вопросом, если не будут решены задачи по обеспечению экологической безопасности, учитывая консервативность ЕС.