Президент Владимир Путин рассказал главе Внешэкономбанка Владимиру Дмитриеву о том, где искать деньги для крупных проектов. Фото РИА Новости
Инвесторами крупных инфраструктурных проектов, которые планируется начать реализовывать в ближайшие годы в России, могут выступить иностранные институты развития. Президент Владимир Путин выразил в этом уверенность на встрече с главой Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимиром Дмитриевым. Вложения в инфраструктуру нашей страны глава государства назвал «безусловно, надежными» и «долгосрочными». В этих активах зарубежные инвестфонды могут не только хранить, но и приумножать деньги. У экспертов на этот счет имеются сомнения. Ведь окупаемость таких проектов зачастую составляет десятилетия, что делает их неинтересными для западных партнеров.Владимир Путин обсудил вчера с главой ВЭБа Владимиром Дмитриевым подготовку к рабочей встрече руководителей институтов развития G20, которая состоится 17–18 июля в Москве. Организационные вопросы президента волновали в меньшей степени. Куда больший интерес вызвали у него перспективы привлечения ВЭБа к реализации крупных инфраструктурных проектов, которые предполагается финансировать из суверенных фондов страны. В частности, есть принципиальное решение направить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороги, модернизацию Транссиба 450 млрд. руб.
«Мы уже сейчас приступили с руководством Минфина к обсуждению возможных схем финансирования не только этих проектов, но и в целом доходных, надежных, с пониженным риском… Имея в виду, что все-таки фонд – это специальная структура, специальный институт, который направлен на защиту интересов Пенсионного фонда и финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому, конечно, речь должна идти о проектах, которые бы гарантировали надежность вложения этих средств», – заявил Дмитриев. Он выразил надежду, что иностранные партнеры ВЭБа, главы которых ровно через неделю соберутся в Москве, проявят интерес к вложению своих средств в инфраструктуру России.
По словам Дмитриева, ключевые институты развития будут представлены на самом высоком уровне – Германия, европейские инвестиционные банки, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, главы финансовых институтов развития стран БРИКС. «Главный девиз нашей встречи – это долгосрочные инвестиции как залог устойчивого развития. Все дело в том, что в последнее время не только для нас, но и для других стран, и прежде всего для институтов развития, актуальной стала задача поиска надежных долгосрочных инвестиционных проектов. Причем речь уже идет не просто о национальных проектах, но и проектах, которые имеют трансграничную значимость», – сказал глава ВЭБа. Дмитриев заверил президента, что Россия с точки зрения инвестиций интересна для иностранцев. К примеру, финансовые институты Западной Европы готовы финансировать региональные проекты, но они также уже готовы рассматривать проекты в России, с тем чтобы пошли долгосрочные инвестиции в интересах устойчивого развития.
Президенту идея пришлась по душе. «Вкладывать в инфраструктуру такой страны, как Россия, – это, безусловно, надежные вложения. Это, правда, не быстрые деньги, нет моментальной отдачи. Зато они долгосрочные, и в них можно не просто хранить деньги, если говорить о различных резервных фондах, которыми, собственно, и являются инвестфонды наших партнеров, но можно получить прибыль… Они должны быть окупаемыми», – заявил Путин.
Однако российский, да и мировой опыт свидетельствуют, что инвестиции в инфраструктурные проекты за редким исключением окупаются в течение нескольких десятилетий. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сослался на пример Транссиба – первая нитка этой железнодорожной магистрали окупилась примерно через 50 лет после начала эксплуатации. Хотя если считать совокупный эффект для общества, то этот проект полностью оправдался лет за 10. Но для иностранцев последний тезис – не аргумент. Им важна максимально быстрая отдача от вложений, которую могут обеспечить, например, строительство газопроводов и нефтепроводов. Но в такие инфраструктурные проекты зарубежных партнеров определенно не пустят. «Это все равно, что акционировать ФСБ», – философски заметил Делягин.
Видимо, по этой причине зарубежные партнеры без особого энтузиазма выслушивают призывы российских властей участвовать в развитии инфраструктуры страны. Если это и интересно им, то лишь в отдельных случаях. В остальных же преобладают иные приоритеты, к числу которых относятся спекуляции с ценными бумагами РФ. Так, в мае 2013 года суверенные фонды Катара, Норвегии, Азербайджана, а также китайский China Construction Bank приобрели 55% допэмиссии акций ВТБ.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что расчеты главы ВЭБа привлечь в инфраструктурные проекты деньги западных институтов развития могут и не оправдаться. «Неужели вы думаете, что это всерьез?» – спросил он. По словам Ясина, Россию не без оснований называют страной с большими возможностями, но инвесторов не может не настораживать политический курс. Тревожит и неопределенность в экономике – пока непонятно, за счет чего удастся властям вернуть ее на траекторию роста.
«Почти все крупные инфраструктурные проекты в России имеют скверное свойство затягиваться и расти в цене. Сомнительно, чтобы такие примеры мотивировали инвесторов к сотрудничеству», – говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Он убежден, что нельзя надеяться на приток иностранного капитала в российскую экономику. На Западе знают, где следует хранить инвестиционные деньги. Российской инфраструктуры в этом списке точно нет, подчеркнул Гринберг.