Западные эксперты сомневаются в стабильности российской банковской системы в случае кризиса. Фото Reters
Самым надежным в глазах населения государственным банкам иностранцы снизили кредитный рейтинг. В пятницу агентство Moody’s ухудшило на одну-две ступени долгосрочные долговые и депозитные рейтинги Сбербанка, Россельхозбанка и ВТБ 24. После этого привлечь деньги этим банкам будет сложнее. Основная причина понижения рейтинга – нарастающий дефицит государственного бюджета, которому в случае кризиса может не хватить ресурсов для помощи этим госбанкам.Как сообщило в пятницу агентство Moody’s, им понижены долгосрочные долговые и депозитные рейтинги крупнейших российских госбанков на одну-две ступени: Сбербанка – с «A3» до «Baa1», ВТБ – с «Baa1» до «Baa2», ВТБ 24 – с «Baa1» до «Baa2» и Россельхозбанка – с «Baa1» до «Baa3».
Всему виной – поддержка государства, которая явно ослабнет в случае возможного кризиса. Эксперты агентства полагают, что возможность правительства России предоставлять систематическую поддержку крупным кредитным организациям уменьшилась по сравнению с докризисным периодом. Однако, несмотря на это уменьшение, в рейтинги банков включена высокая вероятность поддержки со стороны государства ввиду их системной значимости и участия правительства в их капиталах.
Как отмечают аналитики Moody’s, в основе переоценки способности государства поддерживать банки существует как минимум два фактора. Во-первых, состояние бюджета РФ ухудшилось по сравнению с 2008 годом, снизив способность экономики противостоять возможным шокам, таким, как длительное снижение цен на нефть. При этом высока вероятность, что, кроме систематической поддержки крупных банков, в случае кризиса государству придется также оказывать финансовую поддержку крупным промышленным корпорациям и субъектам Федерации.
Во-вторых, Moody’s отмечает, что Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния существенно уменьшились с 2008 года и, по оценке агентства, по состоянию на середину 2013 года составили 8,5% ВВП против 16,1% пять лет назад. Перспектива пополнения фондов в настоящее время неясна. В связи с этим возможность фондов оказывать помощь банкам также снизилась.
Тем временем ситуация в России далеко не благостная. Как сообщила в пятницу агентству «Прайм» первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко, Минфин в текущем году может запросить разрешение парламента на использование около 300 млрд. руб. из Резервного фонда на замещение выпадающих доходов федерального бюджета. При этом сам бюджет может серьезно пострадать. Как заявил в четверг глава Минфина Антон Силуанов, в 2013 году казна может недополучить доходы в объеме около 1 трлн. руб.
Между тем с возможными банковскими кризисами начали борьбу и за океаном. Вот только подходы разные: российская система готовится в случае чего принять государственные деньги для собственной поддержки, а Федеральная резервная система (ФРС) США ужесточает контроль за крупнейшими финансовыми организациями страны, вводя для них более жесткие требования.
В частности, своим решением от 2 июля ФРС, выполняющая функции Центробанка США, увеличила норму обязательных резервов для коммерческих банков страны с 4 до 4,5%. Этот шаг должен уменьшить риск банковских крахов и необходимости спасения банков за счет налогоплательщиков. Согласно новым правилам, введенным единогласно, резервы должны быть «высококачественными», то есть обеспечиваться за счет нераспределенной прибыли собственного банковского капитала или иного надежного покрытия. Для 19 крупнейших банков США с активами в 250 млрд. долл. новые требования вступают в силу с 1 января будущего года. Всем остальным банкам дана годовая отсрочка. В целом новые правила должны быть полностью внедрены к концу 2018 года. По мнению главы ФРС Бена Бернанке, этот шаг повышает устойчивость банков к «финансовым стрессам» и тем самым «способствует общему оздоровлению экономики США».
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, американская система, может быть, и замечательна по своей сути, но неприменима в российских условиях. Как пояснила замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» Наталья Борзова, контроль существует и в российской банковской системе, но он скорее понятийный. Сегодня, по ее словам, мир готовится к очередным финансовым катаклизмам, отсюда и пристальное внимание к банковской сфере. «Явно что-то зреет в экономике – то ли это будет «вторая волна» кризиса, то ли что-то другое, но в этой связи растет напряжение, – говорит она. – Но у нас скорее все пойдет по старой схеме – в случае кризиса деньги будут выделяться на поддержку системообразующих банков. Другой вопрос, сколько этих самых средств будет и куда именно они пойдут».
В российских условиях продвинутый американский опыт практически неприменим – соглашается директор департамента финансово-экономической экспертизы компании 2trade. ru Дмитрий Пушкарев. «Не случайно президент Путин напоминает, что «у них» есть печатный станок, а у нас его нет. Так что ситуация не изменится, и спорить о том, чья система лучше, можно очень долго, – считает он. – С другой стороны, неприятное решение Moody’s на банках РФ пока практически не отразится. И тем более маловероятно, что эта тенденция приведет к снижению суверенного рейтинга страны. По крайней мере, в ближайшем будущем это России не грозит».