Фото Reuters
Замедление российской экономики, несмотря на высокие нефтяные цены, заставляет чиновников искать новые стимулы. Одно из очевидных препятствий – это высокая стоимость кредитов. Разрешить эту проблему планировалось на вчерашнем совещании президента с банкирами и руководителями экономического блока правительства. Между тем часть экспертов считают, что менять ситуацию административными методами незачем – ведь российские банки уже выдали компаниям кредитов более чем на 20,6 трлн. руб.Тем не менее, как напомнила накануне пресс-служба Кремля, проблема кредитных ставок стала одной из центральных в ходе встречи президента с представителями российского бизнес-сообщества в Воронеже 23 мая. Широко обсуждалась проблема ставок и на недавнем Петербургском экономическом форуме. Выступая на пленарном заседании форума, Путин подчеркнул, что доступность банковских кредитов является важнейшим фактором деловой и инвестиционной активности.
Ранее, 11 июня, президент дал поручение правительству вместе с Центробанком проработать меры, направленные на снижение стоимости кредитования предприятий реального сектора, включая мероприятия по снижению административной нагрузки на банки, по защите прав кредиторов и развитию конкуренции в банковском секторе.
Одним из первых на поручение Путина откликнулся министр экономического развития Андрей Белоусов, который позже был назначен помощником президента. Белоусов в июне предложил ЦБ устанавливать индикативные ставки по корпоративным кредитам, что, по его мнению, позволило бы снизить стоимость кредитования и подстегнуть экономический рост. «Речь идет о том, что будут установлены некие ориентиры. И банки, и бизнес-сообщество будут видеть, что считает Центральный банк, а что у нас реализуется на практике», – пытался объяснить он свою позицию. Что, впрочем, не нашло серьезного отклика: идея вызвала единодушное отторжение у банковского сообщества и руководства ЦБ и Минфина. Не поддержал ее и преемник Белоусова на посту главы Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
По мнению управляющего директора отдела фондовых операций Concern General Invest Ацамаза Басиева, проблемы с доступностью кредитов сейчас нет, банки ведут жесткую конкуренцию за крупных заемщиков. «С другой стороны, наш банковский сектор движется в сторону конкуренции между крупными госбанками, между которыми, по сути, распределены крупнейшие корпорации, – отмечает он. – При этом госбанки находятся в более выгодной ситуации по сравнению с частными с точки зрения привлечения дешевого фондирования. Развитие конкуренции, безусловно, привело бы к некоторому снижению ставок для компаний. В то же время оно ограничено недостатком в стране длинных денег и высокой инфляцией, поэтому ожидать резкого снижения ставок не стоит».
Введение же в действие идеи индикативных ставок, предложенной экс-главой МЭР, поставит, по мнению аналитика, банки в затруднительное положение. «Потому что речь идет о том, что им придется следовать некоему ориентиру, установленному ЦБ, – сетует Басиев. – Тогда как ставки для корпоративных клиентов устанавливаются в индивидуальном порядке, и здесь введение нового норматива может заставить некоторые банки просто отказаться от кредитования. Иначе они рискуют оказаться «между молотом и наковальней»: с одной стороны, кредит по индикативной ставке может оказаться невыгоден, с другой – за его нарушение последуют санкции».
По мнению аналитика агентства «Инвесткафе» Екатерины Кондрашовой, проблема высоких ставок и дорогих кредитов как для населения, так и для бизнеса остается довольно значимой темой в последние несколько лет. Более того, за это время реального снижения ставок не происходит, а все обсуждения так и остаются без логического завершения и реализации. Поэтому вероятно, что на этот раз все же будут выработаны меры, которые позволят банкам снизить ставки и сделать кредитование доступным более широкой целевой аудитории.
Дступность кредитов может привести и к росту проблемных кредитов. «Хотя банки в последнее время и смягчили требования к заемщикам, но стараются особо тщательно следить за данным показателем, поскольку в противном случае это заставляет их пускать больше средств на резервирование кредитного портфеля, – отмечает она. – А последний показатель снижает размер чистой прибыли».
По мнению Кондрашовой, власти могут заставить банки для снижения ставок сократить маржу и провести переоценку стоимости рисков в сторону уменьшения. Так, например, согласно поправкам в Закон «Об ипотеке», при оформлении кредитного договора предлагается страховаться не только заемщику, но и банку, который в том случае, если клиент не может оплатить кредит, получает возмещение денежных средств за счет страховой компании. Таким образом, риск заемщика будет ниже, а значит, уменьшится и процентная ставка по кредиту. Что касается индикативных ставок, то эту идею не поддерживает сам Центробанк, а поэтому она вряд ли будет воплощена в жизнь. Тем более что при таких ставках банки просто перестанут выдавать кредиты.