Глава Минфина Антон Силуанов озабочен состоянием российского бюджета. Фото РИА Новости
У правительства весьма ограничен набор средств покрытия бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе. Глава Минфина Антон Силуанов на вчерашнем заседании правительства признал, что одним только перераспределением расходов проблему не решить. Весьма вероятно, что придется распечатать Резервный фонд. Однако эксперты убеждены, что кроме привлечения денег из Резервного фонда правительству придется резко увеличить объемы государственных заимствований.Антон Силуанов не исключает возможности использования Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета, причем уже в 2013 году. Оценки на перспективу тоже не радужные. «Закладывая сегодня в основу бюджета излишне оптимистичные прогнозы, мы рискуем столкнуться с ростом дефицита и необходимостью его покрытия из Резервного фонда. Мы снижаем наш план по пополнению подушки безопасности», – заявил вчера министр на заседании правительства, на котором обсуждались основные направления бюджетной политики и характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период до 2016 года.
В основу бюджетных проектировок лег инновационный вариант развития отечественной экономики на среднесрочную перспективу. В проекте главного финансового документа страны предусмотрено, что бюджетный дефицит в 2014 году может составить 0,4% ВВП, или 327,1 млрд. руб., в 2015 году – 0,56% ВВП, или 455,5 млрд. руб., в 2016 году – 0,6% ВВП, или 543,7 млрд. руб. При этом доходы федерального бюджета в будущем году составят 13,52 трлн. руб., расходы – 13,847 трлн. руб. В 2015 году доходы бюджета ожидаются на уровне 14,78 трлн. руб., расходы – 15,236 трлн. руб. В 2016 году доходы прогнозируются на уровне 15,831 трлн. руб., расходы – 16,374 трлн. руб.
Премьер Дмитрий Медведев разделяет позицию Силуанова. «Серьезные риски присутствуют не только сегодня, но и в среднесрочной перспективе. Мы обязаны эти объективные ограничения учитывать, прежде всего при прогнозировании доходной части бюджета», – сказал глава правительства. И потребовал от чиновников в случае сверхнормативного роста дефицита бюджета предусмотреть источники его погашения. Но делать это так, чтобы «сохранять объем госдолга на экономически безопасном уровне». К приоритетам бюджета премьер отнес исполнение социальных обязательств государства, долгосрочную устойчивость пенсионной системы, реализацию крупных инфраструктурных проектов, эффективное управление госфинансами.
Глава Минфина подтвердил, что без бюджетного маневра, без оптимизации и сокращения госрасходов выполнить поставленные задачи невозможно. Об отсрочке реализации майских указов президента Владимира Путина вопрос не стоит. Напротив, объемы их финансирования будут наращиваться и за два года достигнут 2 трлн. руб. Силуанов уверен, что средств, полученных за счет перераспределения расходов, хватит, чтобы в полном объеме обеспечить реализацию президентстких указов.
Между тем ситуация с бюджетом в этом году складывается очень непростой. «У нас пока нет и оптимизма по поводу исполнения бюджета в текущем году. По оценке Федеральной таможенной службы (ФТС) и Федеральной налоговой службы (ФНС), недопоступление доходов может составить в этом году до триллиона рублей. «Если сбудутся эти риски, конечно, не хотелось бы, чтобы они сбывались, но нам придется их замещать средствами нефтегазовых доходов в этом году. Если так произойдет, то мы не сможем сформировать Резервный фонд в том объеме, который изначально планировали на текущий год», – признал Силуанов.
Российское правительство готово сократить Резервный фонд для покрытия текущего дефицита. Фото с официального сайта правительства РФ |
Такая самокритичная оценка проекта бюджета совпадает с мнением независимых экспертов. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев убежден, что претензии к главному финансовому документу страны на очередную трехлетку будут только множиться. Документ, рассмотренный вчера кабинетом министров, достаточно спорный, пояснил Николаев. В том числе и потому, проект бюджета исходит из того, что экономический рост в России сохранится. Ситуация же в экономике прямо противоположная. В мае Минэкономразвития зафиксировало, что темпы роста снизились 1%. По итогам года этот показатель и вовсе может опуститься до нулевой отметки.
Николаеву непонятно, чем руководствуются правительственные чиновники, закладывая на 2014 год рост ВВП на уровне 3,7%. Настолько отечественная экономика не способна взбодриться. Цена ошибки – около 500 млрд. руб., которые может недополучить казна. «Показатели дефицита бюджета при этом изменятся существенно. Дефицит может составить не 0,4%, а от 1 до 1,5% ВВП», – констатировал экономист. Директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова с этими выводами в целом согласна. «Риски замедления экономического роста велики, и 500 миллиардов рублей выпадающих доходов федерального бюджета в будущем году – это далеко не предел», – сказала она. В этом году правительству не удается сберегать в Резервном фонде в желаемых объемах доходы, получаемые от высоких цен на нефть. Это не удается делать из-за раздутых и неснижаемых социальных обязательств.
«Обещаний было дано столько, что выполнить их нынешние бюджетные параметры не позволят», – подчеркнула Акиндинова. Коль скоро Резервный фонд не безграничен, она считает целесообразным активнее проводить программу госзамствований. Противопоказаций к этому нет – в ближайшее время объем заимствований не превысит 15% ВВП, что не так уж и много. «Я убежденный сторонник бюджетного маневра. Снизить расходы вряд ли возможно, но перераспределить их необходимо», – сказала Акиндинова.
В свою очередь, старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института Гайдара Татьяна Тищенко уверена, что не надо бояться новых заимствований. И лучше сделать ставку на внутренние займы. Пример Японии показывает, что они предпочтительнее с точки зрения долгосрочных рисков. Тищенко считает возможным если не отказываться от некоторых социальных обязательств вообще, то хотя бы отсрочить их исполнение до лучших времен. Бытует среди экспертов и другое мнение – провести монетизацию этих обязательств, сделав их более адресными, ориентированными на беднейшие слои населения.