0
27464
Газета Экономика Интернет-версия

04.07.2013 00:01:00

Владимир Путин хочет знать в лицо владельцев воздушных гаваней

Тэги: аэропорты, москва, путин


аэропорты, москва, путин Владимир Путин знакомится с особенностями организации воздушного движения. Фото РИА Новости/Reuters

Вчера президент провел совещание по вопросам развития Московского авиаузла (МАУ). Это не первое подобное мероприятие. В конце марта 2011 года, тогда в ранге премьера, Путин тоже разбирался в проблемах столичных аэропортов. Тогда мероприятие было выездным и проходило в аэропорту «Шереметьево». Вчера же оно  прошло в Кремле, который несколько месяцев назад вошел в структуру МАУ – на его территории появилась вертолетная площадка.
«Необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции. И с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры», – заявил Владимир Путин, открывая совещание. Он констатировал очевидный факт: состояние столичных аэропортов сильно различается. С каждым оператором у них выстроены свои отношения. В этой связи вопрос прозрачности структуры собственности аэропортов и планирование объема работ по их развитию, по мнению президента, является принципиально важным.
Таким образом, глава государства подтвердил серьезность намерений разобраться со структурой собственности в аэропортах, причем не только установить истинных владельцев, но и заставить их перевести активы в Россию. В контексте этого правительство работает над законопроектом, который должен обязать инвесторов, зарегистрированных в офшорах, раскрывать свое инкогнито в случае, если их компания получает контроль над стратегическим объектом на территории России. Вопрос приобрел особую актуальность и даже политическую окраску после неудачных попыток установить истинных собственников аэропорта «Домодедово». Не помогло и личное указание тогдашнего президента Дмитрия Медведева надзорным органам выявить владельцев одного из крупнейших аэропортов РФ. Выяснилось лишь, что головной структурой «Домодедово» владеет компания DME Ltd., зарегистрированная на острове Мэн, однако окончательных владельцев установить не удалось.
Требование Путина о деофшоризации этого сегмента рынка приобретает актуальность с учетом огромного объема инвестиций, которые требуются МАУ. До 2030 года в проекты, связанные с совершенствованием наземной инфраструктуры, систем аэронавигации, строительством новых и реконструкцией существующих автомобильных и железных дорог, связывающих Москву с аэропортами, планируется направить до 520 млрд. руб.
Не все деньги пока есть в наличии. Так, в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы РФ» в 2013–2016 годах на эти цели предполагается потратить более 38 млрд. руб. Этого явно недостаточно – чиновники Росавиации предупреждают о дефиците инвестиционных ресурсов в размере более 73 млрд. руб. Примерно наполовину брешь рассчитывают закрыть за счет приватизации «Шереметьево» и «Внуково». Где взять остальные, пока не очень понятно.
Между тем пропускная способность наземной инфраструктуры МАУ, составляющая 65 млн. пассажиров в год, может быть исчерпана уже в 2016 году. Хотя транспортный коллапс в небе над Москвой может случиться  и значительно раньше, учитывая бурные темпы роста авиаперевозок, в 2012 году услугами столичных аэропортов воспользовались 64 млн. пассажиров, а в 2010 году этот показатель составил «всего» 51,2 млн. человек. Таким образом, за два года пассажиропоток вырос почти на 13 млн. человек. «Мы должны превратить Московский авиационный узел, главную воздушную гавань страны, в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня», – призывал в марте 2011 года на совещании в «Шереметьево» Владимир Путин. Вчерашнее заявление прозвучало как под копирку: «Наша задача превратить его (МАУ. – «НГ») в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня».
Актуальность проблем развития МАУ очевидна, но эксперты вовсе не уверены, что планы удастся полностью реализовать. Аналитик Lionstone Investment Services Ltd Владимир Панов констатировал, что пока госинвестиции в отечественную гражданскую авиацию имеют скорее негативный опыт. «Сегодня нет отработанной стратегии инвестирования бюджетных средств, деньги вкладываются хаотично и часто неэффективно. Для частных инвесторов все эти факторы являются показательными», – уверен Панов.
«В настоящее время рассматривается вопрос об объединении в единый комплекс аэропорта «Шереметьево», где у правительства России 100% акций, и аэропорта «Внуково», где у правительства Москвы 75% акций. В последующем планируется осуществить приватизацию комплекса. Для того чтобы не допустить приобретения в собственность комплекса иностранными компаниями (в том числе посредством подставных российских юридических лиц, через которых иностранцы смогут управлять комплексом), необходимо принять соответствующие нормативные акты», – говорит руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский. По его мнению, правительство может запретить приобретение акций комплекса иностранными юридическими лицами, а также российскими компаниями, в которых иностранцы имеют, допустим, более 20% акций в уставном капитале.
Обязательным условием может стать и раскрытие информации обо всех участниках (акционерах) приобретателя, имеющих более 5% доли в уставном капитале приобретателя и об их конечных бенефициарах. «Если бенефициар должен будет подписать обязательство не продавать свои доли (акции), позволяющие контролировать приобретателя акций  в пользу иностранных лиц, а также передать акции в залог правительству для обеспечения обязанности не осуществлять их продажу без согласия РФ, то в таком случае структура собственности объектов столичного авиаузла будет максимально прозрачной и будет состоять из российских учредителей», – отметил Добровольский.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
666
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
711
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
1177
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
467

Другие новости