За первое полугодие в стране выросло производство тепла, а выработка электроэнергии – снизилась. Фото с сайта www.mosenergo.ru
Ситуация в российской экономике остается крайне противоречивой: то ли стагнация, то ли спад. По итогам первого полугодия в стране сократились производство электроэнергии и объем грузоперевозок по железной дороге. Такая статистика говорит о неблагополучии других секторов экономики. Не случайно эксперты Высшей школы экономики предупреждают об угрозах стагфляции, то есть сочетания экономического спада или стагнации с высокой инфляцией. Все это может привести к серьезному кризису.Погрузка на сети российских железных дорог в июне сократилась на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 103,6 млн. тонн, сообщил вчера Прайм со ссылкой на РЖД. Таким образом, статистика первого летнего месяца для железнодорожников несколько улучшилась – в мае этот показатель снизился сразу на 3,5%. И краткосрочный прогноз главы Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Елены Кунаевой был неблагоприятный. Она не исключала, что падение показателей погрузки в июне может составить от 4 до 4,3%. В числе негативных факторов представитель РЖД называла начало летних путевых работ. К позитивным отнесла урегулирование вопросов по строительным программам (их финансированию и проведению тендерных процедур).
Впрочем, незначительное замедление темпов снижения погрузки в сети железных дорог в июне по большому счету нельзя считать надежным признаком стабилизации. Кунаева оценивает ситуацию с колокольни РЖД без излишнего оптимизма, предполагая, что дальнейшее снижение объемов погрузки ограничится июньским показателем, то есть 2,8%. «С начала года лишь по некоторым группам грузов сохранились и даже немного выросли объемы погрузки, а именно – каменный уголь, железная руда, химические и минеральные удобрения. В последнее время наметилась тенденция восстановления некоторых отраслей промышленности. К примеру, начал традиционно восстанавливаться строительный рынок, в июне объем погрузки цемента превысил прошлогодние показатели», – прокомментировал «НГ» ситуацию руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов.
Положительную динамику сокращения отставания объема погрузки в мае-июне текущего года к аналогичному периоду предыдущего он объясняет сезонным фактором. Летом традиционно растут объемы грузоперевозок железнодорожным транспортом. Но летнего роста перевозок в любом случае будет недостаточно для компенсации отрицательных показателей в зимний период. «Объем погрузки грузов в июле и августе также не достигнет показателей прошлого года, снижение погрузки составит 1,5–3%», – уверен Поликарпов.
По предварительным данным, снижается в стране и выработка электроэнергии: в первом полугодии она снизилась на 6,3%. Можно ли рассчитывать на экономический рост, если в стране снижается производство электроэнергии и наблюдается падение грузоперевозок, – большой вопрос.
Между тем эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) предупреждают о возможном углублении кризиса. В очередном бюллетене «Новый КГБ» (Комментарии о государстве и бизнесе) говорится о высоких рисках стагфляции – то есть сочетания экономического спада или стагнации с высокой инфляцией. Налицо явные признаки перегрева отечественной экономики, что может привести к серьезному кризису – считают в ВШЭ. «Сегодня у сторонников перегрева, как и у их противников, есть определенный набор аргументов, который можно оценивать по-разному. Однако, на наш взгляд, реальной угрозой для российской экономики сегодня является рост удельных издержек на труд и капитал. И хотя по своей динамике это процесс не носит взрывного характера, нам кажется, что его накопленный потенциал вполне может оказаться достаточным для того, чтобы сыграть примерно ту же роль, что и нефтяные шоки для экономики США», – подчеркивается в материалах исследования. По мнению аналитиков, российская экономика в настоящий момент находится на уровне «потенциального выпуска» – производственные мощности загружены на достаточно высоком уровне. В чем-то схожая ситуация и с загрузкой рабочей силы.
Ко всему прочему в последние месяцы признаки перегрева и активизации проинфляционных факторов проявились в других сферах. Так, не оправдались надежды на ускорение роста потребления. В первую очередь речь идет о платных услугах населению, которые с ноября 2012 года по апрель 2013 года выросли всего-то на 0,6%, то есть на 1,2% в годовом выражении. В мае же с учетом большого количества праздничных и выходных дней дела и вовсе ухудшились – объем предоставленных населению услуг сократился на 0,3%. Не вырос в этом месяце и товарооборот. «Если эта тенденция закрепится, то это будет означать начало долгосрочного понижения темпов роста потребления населения – последнего мотора российской экономики», – предупреждают аналитики ВШЭ.
Со своей стороны, главный экономист «Сбербанк CIB» Евгений Гавриленков в беседе с корреспондентом «НГ» признался, что не склонен считать верным признаком надвигающейся рецессии затяжное снижение объемов перевозок грузов по железной дороге. Этот показатель безошибочно работал в годы СССР, когда экономика была плановой. Сейчас же на статистику оказывает влияние множество факторов – от погодных до календарных, под которыми, например, подразумевается количество праздничных и выходных дней в отчетный период. Снижение погрузки в сети РЖД может быть компенсировано за счет увеличения перевозок грузов автомобильным транспортом. И если на железной дороге учет ведется достаточно точный, то данные автомобильных грузоперевозок практически невозможно обобщить и систематизировать, отмечает Гавриленков.
Он признался, что не готов всерьез обсуждать угрозы наступления рецессии, поскольку сегодняшняя статистика крайне противоречивая. За первые два месяца этого года показатели оптовой торговли, а это часть ВВП, по предварительным данным, упали на 3,5%, а по уточненным – показали положительную динамику, показав рост в 3,2%. «Если нет точных данных по динамике ВВП, то что говорить о рецессии», – философски заметил Гавриленков.