На долю американского доллара приходится около 62% государственных валютных запасов стран мира. Фото Reuters
Россия остается мировым лидером по запасам евро, которые в структуре наших международных валютных резервов составляют более 40%. В резервах других стран евровалюты обычно значительно меньше. В среднем по миру на долю евровалюты приходится лишь около 23% суверенных валютных запасов. В развитых странах этот показатель, согласно свежим данным МВФ, ограничен 23%, что представляется весьма логичным на фоне экономических неурядиц, переживаемых сегодня еврозоной. Впрочем, к долларам США в мире отношение также неоднозначное. Совокупные запасы американской валюты в центральных банках государств с развивающейся и переходной экономикой, например, не превышают четверти от общего объема валютных резервов, тогда как развитые страны предпочитают именно доллары.Около трети золотовалютных резервов (с учетом всех драгметаллов) номинированы в долларах США. Это следует из опубликованного в пятницу ежеквартального отчета Международного валютного фонда (МВФ). Согласно документу, международные валютные резервы развитых государств составляют почти 3,7 трлн. долл., из которых примерно 2 трлн. собственно американские доллары. В странах с развивающейся и переходной экономикой картина несколько иная: их общие запасы оцениваются на уровне 7,4 трлн. долл., из которых 1,7 трлн. деноминированы в долларах.
Напомним, МВФ осуществляет мониторинг состояния резервов центробанков, которые они могут использовать для стабилизации курса национальной валюты или погашения внешних долгов не только в долларах США, но и в евро, фунтах стерлингов, японских иенах, швейцарских франках, австралийских и канадских долларах. Впрочем, присутствие последних двух валют в международных резервах стран мира пока незначительное – запасы канадских долларов соответствуют примерно 99 млрд. долл. США, австралийских долларов – 95 млрд. долл. США.
Структура международных (золотовалютных) резервов Банка России традиционно отличается от остальных стран аномально большой долей евро. В годовом отчете ЦБ РФ, представленном в середине мая в Госдуму, отмечалось, что по состоянию на 1 января 2013 года в долларах США было номинировано 45,8% резервных валютных активов, в евро – 40,4%, в фунтах стерлингов – 9,2%, в японских иенах – 1,1%, в канадских долларах – 2,5%, в австралийских долларах – 1,1%. В 2012 году была на 0,5% снижена доля японской иены, а доля канадского доллара выросла на 0,9%. При этом доля евро в валютных резервах российского ЦБ снизилась за прошлый год почти на 2%, а доля доллара выросла на 0,3%.
Начавшееся сокращение объемов европейской валюты в запасах ЦБ выглядит как вынужденная, хотя и запоздалая мера. Перманентное обесценивание евро к доллару и другим мировым валютам, ставшее следствием финансового кризиса в еврозоне, дорого обошлось России. По оценке финансовых аналитиков, в 2011–2012 годах наша страна потеряла на удешевлении евро более 30 млрд. долл. Другие страны также фиксировали потери, но в значительно меньшей степени. По данным МВФ, доля евро в совокупных валютных резервах не превышает 25%, а в развитых странах и вовсе ограничена 23%. Россия же 10 лет назад сделала ставку на евро, подняв его долю в своих запасах более чем до 40%.
По мнению экспертов, российский ЦБ упустил возможности для плавного перевода активов из евро в другие резервные валюты. Впрочем, есть точка зрения, что этого вообще делать не следует в принципе. По словам главного экономиста по России и СНГ HSBC Александра Морозова, прогнозы на валютном рынке – дело неблагодарное. «Нельзя однозначно сказать, какая валюта будет укрепляться, а какая дешеветь», – философски заметил он. И все же, что касается будущего евро, эксперт сослался именно на прогнозы, которые исходят из того, что единая европейская валюта не должна сильно упасть. Позицию Банка России Морозов поддержал – для регулятора принципиальное значение имеет диверсификация золотовалютных резервов. Наличие в них более 40% евро – факт объяснимый, коль скоро ЕС является основным торговым партнером РФ, на долю которого приходится около половины внешней торговли. И коль скоро преобладает импорт из еврозоны, то логично выглядит большая доля евро в валютных резервах нашей страны. Это необходимо для поддержки импорта.
Морозов не исключил, что российский ЦБ на несколько процентов может снизить долю евро в своих резервах. Это мнение разделяет и директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «По-хорошему, ЦБ надо «перекладываться». Но делать это следует деликатно, чтобы не обрушить все», – подчеркнул он. Николаев считает, что потенциально евро, а не доллар, – более слабая валюта. Федеральная резервная система США рано или поздно от споров о целесообразности отказа от мер количественного смягчения перейдет к конкретным действиям, что должно привести к укреплению американской валюты. Европейский Центробанк готов действовать в прямо противоположном направлении. Из чего следует, что евро скорее всего будет сдавать позиции. Николаев предположил, что к концу 2014 года доллар США к единой европейской валюте может укрепиться до 1,10–1,15 долл. за евро с нынешних 1,30 долл. Вопрос в том, какие потери понесут при этом международные резервы РФ.
Структура мировых валютных резервов в I квартале 2013 года | |
Валюта | Доля в мировых резервах, в% |
Доллар США | 62,2 |
Евро | 23,7 |
Фунт стерлингов | 3,9 |
Японская иена | 3,9 |
Канадский доллар | 1,6 |
Австралийский доллар | 1,6 |
Швейцарский франк | 0,3 |
Другие валюты | 2,9 |
Источник: Международный валютный фонд |