Расходы на суперстройки нравятся в России далеко не всем. Фото с сайта www.otkritiearena.ru
Бюджетные расходы на футбольный чемпионат мира и сочинскую Олимпиаду раскололи российское общество почти пополам. Среди имеющих определенное мнение около половины граждан считают, что России не стоит тратиться на подобные мегапроекты. Другая половина, напротив, считает финансирование спортивных шоу полезным и необходимым. Такие результаты опубликовал вчера Левада-Центр. Число сторонников мегапроектов стремительно сокращается, а противников – увеличивается. Эксперты видят аналогию изменений настроений в России с протестами в Бразилии против Олимпиады и футбольного чемпионата.Все больше россиян скептически относятся к имиджевым спортивным шоу. Вчера Левада-Центр обнародовал результаты опроса, проведенного в начале июня среди 1,6 тыс. человек в возрасте от 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, в ходе которого выяснялось общественное мнение об издержках Олимпиады. Проведение зимней Олимпиады в РФ стало предметом национальной гордости для 62% опрошенных. Не гордятся этим спортивным шоу 29% респондентов. Остальные затруднились с ответом.
Несмотря на преобладание гордости за страну, многие россияне сомневаются в эффективности и окупаемости государственных расходов на подготовку к Олимпиаде. На высокую эффективность затрат указали 22% опрошенных. Малоэффективными эти затраты назвали 35% респондентов. Совершенно неэффективными – 11%. А 19% высказали мнение, что эти деньги «попросту разворовываются». Тем самым сомнения в эффективности есть в общей сложности у 65% опрошенных. В экономическую окупаемость средств, вложенных государством в подготовку к таким имиджевым проектам, как зимняя Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу-2018, верят 43% респондентов. Немногим более – 46% считают, что средства не окупятся. Остальные затруднились с ответом.
Но, пожалуй, новость опроса в том, что в стране растет доля граждан, которые не уверены в необходимости проведения в РФ каких бы то ни было имиджевых спортивных шоу. Можно утверждать, что сейчас общество разделилось практически наполовину – на скептиков и сторонников. За то, чтобы Россия тратилась на имиджевые мегапроекты, выступают 45% опрошенных. А в апреле 2011 года таковых было 52%. Против дорогостоящих спортивных шоу в РФ высказываются 44% респондентов. В 2011 году скептиков было 32%.
На фоне ухудшения или по крайней мере отсутствия ощутимых улучшений в других сферах – транспортной инфраструктуре, ЖКХ, здравоохранении и образовании – стремление государства вложиться по максимуму в проведение крупного спортивного мероприятия, конечно, может вызывать у населения недовольство. Власти не раз подчеркивали, что затраты на Олимпиаду предполагают финансирование строительства не только спортивных объектов, но и всей необходимой инфраструктуры от транспортной до коммунальной. Регион от таких вложений расцветает, в нем улучшается качество жизни. Тогда возникает вопрос: почему государство готово делать лишь разовые финансовые вложения в отдельно взятые регионы и только под эгидой крупного мероприятия, почему это не делается постоянно и повсеместно, ведь и в других регионах тоже требуется повышать качество жизни?
Кстати, именно это несоответствие между обильностью и непрозрачностью государственных вливаний в подготовку к крупным спортивным шоу и недофинансированностью других социальных сфер уже стало поводом для массовых антиправительственных протестов в Бразилии. Масла в огонь подлили в том числе растущие цены на транспорт. В итоге уже более недели в ряде городов Бразилии проходят протесты против чрезмерных госрасходов на проведение чемпионата мира по футболу в 2014 году и Олимпиады в 2016-м. Недовольство конкретными мегапроектами переросло в требования политических, социальных и экономических реформ.
Эксперты «НГ» согласились, что у россиян есть поводы для недовольства. «Положение в других сферах ухудшается. Реформы покажут свою полезность в лучшем случае через несколько лет. Люди устали ждать светлого завтра и позитивной стабильности, – отмечает ведущий консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. – Имиджевые проекты являются зримым воплощением хорошего состояния страны, но граждане хотят иметь в приоритете не глянцевую картинку, не витрину, а что-то стоящее и нужное не только для конкретного момента, но и после мероприятий».
Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров объяснил недовольство многих россиян их уверенностью в том, что масштабы воровства при реализации подобных мегапроектов огромны. «А государство раз за разом доказывает неспособность подобными проектами эффективно управлять. При условии огромного количества задач, которые необходимо решать в сфере образования, здравоохранения или ЖКХ, естественно, подобные мероприятия вызывают вопросы», – говорит Захаров. Еще большее недовольство вызывает тот факт, что траты в процессе подготовки увеличиваются в разы, «достоянием общественности становятся только отдельные факты воровства, когда не просто распилены бюджетные миллиарды, но еще и работа сделана плохо или не сделана», замечает Захаров. И даже когда власти призывают к ответу виновных, за этим не следует санкций, что тоже раздражает, делает вывод эксперт.
Однако эксперты пока не ждут от россиян поведения, подобного тому, какое выказали бразильцы. «Для протеста против Олимпиады люди на улицу не выйдут. Такой вариант событий возможен при изменении льгот, тарифов ЖКХ и пенсионной системы», – считает Звенигородский.
«Против плохо реализованных проектов большинство всегда будет возражать. Нужно делать успешные проекты», – говорит руководитель направления «Качество и инновации» Русской школы управления Константин Тютюнов. И добавляет, что государство должно было бы лучше налаживать коммуникацию с населением, разъяснять пользу подобных мегапроектов.
«Критичная реакция российского общества на вопрос о необходимости мировых имиджевых проектов, как ни странно, является весьма позитивным явлением, – считает декан Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Игорь Барциц. – Люди все больше понимают, что крупные мировые проекты должны приносить пользу самому российскому обществу».
Эффективность любых расходов условна, продолжает Барциц. «Но даже скептики признают: без Олимпиады регион нескоро обзавелся бы современной системой канализации и энергоснабжения», – говорит он. Хотя властям стоило бы учесть, что есть и негативный опыт вложений: «В Турине практически все олимпийские объекты были демонтированы. В Афинах они пришли в негодность спустя не сколько лет». Все это должно стать для властей стимулом подумать, как избежать подобного сценария в России.
Нужно ли России тратиться на имиджевые проекты* (ответы в %) | ||
Ответы | Апрель 2011 | Июнь 2013 |
определенно да | 16 | 14 |
скорее да | 36 | 31 |
скорее нет | 22 | 29 |
определенно нет | 10 | 15 |
затрудняюсь ответить | 16 | 12 |
* Под имиджевыми проектами имеются в виду такие мероприятия, как зимняя Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу-2018 и т.п. Источник: Левада-Центр |