Тарифы снизят, но пока неизвестно, коснется ли это населения. Фото Ильи Щербакова/PhotoXPress.ru
Предложение Минэкономразвития чуть ли не втрое ограничить рост тарифов на услуги монополий, довольно робко прозвучавшее в мае, в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) получило высшую поддержку. С будущего года рост тарифов будет ограничиваться уровнем инфляции – объявил Владимир Путин. В ответ на возражения монополистов он призвал их к экономии. По мнению экономистов, решение хоть и верное, но трудновыполнимое.«Рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий должен быть ограничен и не может быть выше темпов фактической инфляции прошлого года, – заявил Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ в минувшую пятницу. – Такой порядок будет зафиксирован на пять лет и начнет действовать с 2014 года.
По итогам 2012 года инфляция составила 6,4%, на конец 2013 года Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 5–6%». Так что порог, за который цены не смогут выбиться, практически определен.
По словам президента, отечественные монополии имеют резервы для экономии. «Каждая такая компания должна принять программу по сокращению издержек и повышению своей эффективности, – отметил Путин. – Деньги нужно вкладывать с умом, разумно привлекать финансирование под свои инвестпрограммы».
Таким образом, предложение руководства Минэкономразвития (МЭР) снизить темп роста тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году с 15 до 5%, озвученное еще в мае, получило подтверждение с самого верха. Не понадобилось даже согласование с «Газпромом» и Минэнерго, на которое сетовал тогда глава ведомства Андрей Белоусов.
Кстати, чуть раньше президента в кулуарах форума Белоусов уточнил, что темпы индексации тарифов на услуги естественных монополий с 2014 года не должны превышать инфляцию плюс 1%. «Соответствующее решение мы сейчас готовим», – сказал министр. В то же время опасения Минфина, по расчетам которого в случае ограничения роста тарифов на газ в 5% бюджет недосчитается 52 млрд. руб., Белоусов отверг. «Бюджет недополучит, а кто-то получит – это как сообщающиеся сосуды. Это означает, что компании – потребители газа получат дополнительно 52 миллиарда рублей», – пояснил он.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, решение об ограничении тарифов – мера, с одной стороны, правильная, но в то же время спорная.
«Напомним, что не так давно тот же Путин предупреждал, что инвестпрограммы добывающих монополий не должны быть поставлены под угрозу, – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – С одной стороны, «Газпрому» предстоит выполнять решения по увеличению своих инвестпрограмм, которых никто не отменял, а с другой – делать это в условиях, когда доходы от продажи газа за рубеж будут снижаться, как и внутренние тарифы…» Так что Крутихин довольно скептичен относительно выполнения озвученных сверху решений. «Либо тарифы для «Газпрома» придется увеличивать, либо снижать инвестиции», – полагает он.
Впрочем, директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев настроен более оптимистично. «Ограничение тарифов уровнем инфляции – вполне адекватная мера. Монополисты должны адаптироваться, – считает он. – Будет, конечно, торг, но в рамках озвученных параметров». В то же время Разуваев не спешит рассматривать эту меру как сильный стимул для экономического роста. «Например, когда тарифы росли опережающими темпами, промышленность, в частности металлурги, занялись модернизацией, снижая энергоемкость производства. Для них ограничение роста тарифов на уровне в 5–7% вполне приемлемо, – говорит эксперт. – А экономить можно, причем весьма существенно. По некоторым оценкам, коррупционная составляющая в инвестпрограммах – около 25%. Так что сэкономить можно, были бы желание и политическая воля. К тому же нужно еще посмотреть, всем ли монополиям необходимы инвестпрограммы в заявляемых ими объемах…». При этом министр затруднился прокомментировать, идет ли речь о применении такого правила только в отношении промышленных производителей или оно будет распространяться и на тарифы для населения.