0
4084
Газета Экономика Интернет-версия

17.06.2013 00:01:00

«Газпрому» дадут новый стимул

Тэги: газпром, тарифы


газпром, тарифы Перевод транспорта на газ повысит выручку «Газпрома» внутри России. Фото Ивана Вислова/PhotoXPress.ru

Ухудшающаяся экономическая ситуация заставляет руководство страны искать меры, при которых будут удовлетворены и бизнес, и аппетиты монополий. В минувшую пятницу президент Владимир Путин поручил правительству к 1 сентября представить предложения по ограничению роста тарифов естественных монополий, а в субботу он же потребовал к 14 сентября подготовить предложения по субсидированию регионов из бюджета на покупку техники, работающей на газомоторном топливе. Очевидный плюс «Газпрому», который значительно расширит внутреннее потребление. Но плюс не единственный – Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предложила с 1 августа повысить тарифы на газ для промышленных потребителей на 3%. За чем неизбежно последует повышение цен на электроэнергию, услуги и т.д. 

Напомним, что совещание по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива проходило 14 мая в Сочи. На нем президент потребовал ввести жесткие стандарты безопасности при использовании газового оборудования. Тогда же глава Минэнерго Александр Новак предложил в качестве дополнительного экономического стимула для перевода российского автопарка на газомоторное топливо обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе. А перед этим премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что подписал постановление об альтернативных видах топлива, согласно которому не менее 50% общественного транспорта планируется перевести на газ. Как отметил глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, ежегодная экономия средств в транспорте и сельском хозяйстве за счет внедрения газомоторного топлива до 2030 года может составить около 89 млрд. руб. 

Президентское поручение правительство должно подготовить до 14 сентября. А к 14 ноября оно же должно принять комплексный план расширения использования газа в качестве моторного топлива, предусмотрев внедрение и эксплуатацию техники, работающей на газомоторном топливе, в том числе перевод на такое топливо железнодорожного, речного, морского транспорта и сельскохозяйственной техники. Этот план будет учитывать реализацию в регионах пилотных проектов по переводу транспортных средств на газомоторное топливо; создание условий для производства в РФ техники, предназначенной для производства, хранения и использования газомоторного топлива; реализацию долгосрочной государственной политики в сфере ценообразования на газомоторное топливо. 

Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, для «Газпрома» перевод транспорта на газомоторное топливо – дело очень выгодное. «В эту сферу вкладывать можно очень много денег, – говорит он. – Другое дело, что сама программа выглядит не совсем продуманной». В частности, как отмечает эксперт, для рентабельности одной заправочной станции требуется, чтобы ее услугами пользовались как минимум 900 автомобилей, работающих на газе, чего в России пока нет. «Поэтому, наверное, надо было бы начать хотя бы с одного пилотного региона и посмотреть, как дело пойдет дальше, – отмечает Крутихин. – Но о том, что для «Газпрома» это важно, говорит хотя бы тот факт, что этим вопросом занимается экс-премьер Виктор Зубков». 

Между тем президент готов рассмотреть и вопрос о тарифах монополий, поручив правительству совместно с бизнес-сообществом до 1 сентября представить предложения по ограничению их роста и предложив к этому сроку создать механизм общественного контроля за формированием и реализацией инвестиционных программ. В поручении уточняется, что в контроле должны участвовать потребители монополий. 

Но пока проблема рассматривается, ФСТ не дремлет: в минувшую пятницу служба предложила с 1 августа повысить на 3% тарифы на газ «Газпрома» для промышленных потребителей «в рамках планировавшейся ранее корректировки». 

Как поясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, ситуация проста. «Надо же удовлетворить и тех и других – то есть и бизнес, и монополии. К тому же надо показать, что проблема понимается на высшем уровне, – говорит аналитик. – Но что будет в итоге? Только хуже. Где-то тарифы, может, и снизят, но при этом где-то обязательно повысят. И потом, что делать дальше – тарифы сдерживаем, но как тогда выполнять инвестпрограммы, скажут монополисты. И если в результате что-то и снизят, это будет временно».
Что же касается вброшенной Путиным идеи об общественном контроле за инвестпрограммами монополий, то Николаева она очень настораживает. «Что, теперь всю ответственность за возможные неудачи власти постараются переложить на общество, чтобы потом было на кого свалить ответственность? Не надо свои функции перекладывать на общественность».
Печально, что у руководства страны нет даже желания что-то принципиально менять, сетует Николаев. «Может быть, стоит понять, что требуется переход от директивной системы к применению норм антимонопольного законодательства», – недоумевает он. Впрочем, порядок надо было наводить раньше, когда в экономике все было относительно хорошо из-за обильных поступлений от продажи энергоресурсов. А когда все посыпалось, лучше не хвататься за какие-то решения – будет только хуже, уверен эксперт.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1717
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3675
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2728
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2228

Другие новости