В правительстве Дмитрия Медведева введен режим прямого президентского правления. Фото с официального сайта правительства РФ
Новое совещание с министрами о выполнении своих стратегических указов президент Владимир Путин может провести в конце июня. До сих пор результаты работы правительства не удовлетворяли президента. Ведомственные пятилетние планы не понравились главе государства: мало конкретики и нет персонально ответственных. При этом Путин делает акцент на одной из самых сложных задач, поставленных им перед правительством: обеспечить создание в стране 25 млн. новых высокооплачиваемых рабочих мест. Для работы над ошибками министерствам отведено несколько недель. Как бы она ни была проведена, эксперты не ждут по ее итогам показательных отставок. Наблюдатели уверены, что давление на кабинет рано или поздно завершится отставками. Между тем бизнесмены надеются, что «прямое президентское правление» может изменить экономический климат и привлечь инвесторов в страну.Может сложиться впечатление, что совещания по вопросам выполнения своих прошлогодних майских указов Владимир Путин взял за правило проводить 7-го числа каждого месяца. Так было в мае, так случилось и в июне. Однако пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков вчера сообщил «НГ», что это не система. Следующий раз президент соберет членов правительства по этому поводу до конца июня. Министры должны к этому времени выполнить работу над ошибками, исправить, с учетом критики, ведомственные планы работы на пятилетнюю перспективу. Первая попытка закончилась для них неудачей – в минувшую пятницу президент с ходу забраковал представленные ему документы. «Качество, содержание документов, к сожалению, пока не отвечают поставленным требованиям. Поэтому предлагаю министерствам дополнительно, скажем, в течение двух–трех недель доработать эти планы», – заявил Путин.
Интрига в том, по силам ли министрам подготовить документы, которые устроили бы президента. Пока этого им еще не удавалось. Напомним, майские указы – первые, которые Путин подписал сразу после инаугурации в мае прошлого года. Эти документы составлены на основе предвыборных обещаний главы государства и, по мнению экспертов, несут печать популизма. В их числе указы об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, доступном жилье и повышении качества ЖКХ, демографической политике, совершенствовании госуправления и т.д. На основе майских указов правительству было дано 218 поручений. Причем большую часть – 151 поручение – надлежало выполнить в 2013 году.
Месяц назад правительство отрапортовало, что выполнено уже 70% президентских поручений, что, впрочем, не спасло от разноса. Путин предъявил претензии практически ко всем руководителям министерств. Пригрозил ответственностью «публичной, политической и персональной». И расшифровал, что под этим подразумевается: в конце года каждый министр лично отчитается перед ним за исполнение майских указов. Политологи в этом решении усмотрели элементы прямого президентского правления, которое введено над всем федеральным правительством, а не над отдельным кризисным регионом. «Владимир Путин, похоже, сознательно принижает вес кабинета министров, демонстрируя, что именно он, а не кто-то другой руководит министрами», – считает завкафедрой прикладной политологии Финансового университета Константин Симонов. Но такой режим управления несет в себе определенные риски. «Если регулярно собирать совещания, устраивать публичный анализ, а потом констатировать, что майские указы не выполняются, то у людей могут возникнуть вопросы и к самому президенту», – прогнозирует политолог.
Однако жестких оргвыводов, вплоть до отставок проштрафившихся министров, по мнению Симонова, пока ждать не стоит. Они – отставки – почти наверняка произойдут, но это дело будущего. За пять лет до следующих президентских выборов стране не избежать экономических потрясений. Вот тогда правительство и может сыграть роль громоотвода. А пока слабость министров и премьера гарантирует им сохранение в нынешнем качестве. Они устраивают Путина. И каждый у него на крючке за трудно выполнимые майские указы.
У нынешних руководителей в значительной степени преобладает популистский подход, уверен научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Для них важна демонстрация работы, а не поиск решений. Когда президент публично критикует того или иного министра, то простые граждане это видят и им это нравится. Таким образом публичный эффект и выходит на первый план. «Майские указы изначально несли в себе определенный демонстрационный эффект, и не предполагалось, что они когда-нибудь могут быть выполнены на 100%. Некоторые из них просто нереальны. Например, по повышению темпов экономического роста до 5% в год», – подчеркивает Ясин.
Еще одной трудновыполнимой задачей является создание в России 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Не случайно чиновники постарались ее как бы не заметить. «Отраслевые ведомства фактически проигнорировали одну из ключевых задач указов – имею в виду создание современных рабочих мест. Вы знаете, задача масштабная, важная, если не сказать, важнейшая, и это только внешнее проявление того, что должно происходить. А что должно происходить? Реструктуризация российской экономики, постановка ее на инновационные рельсы и, как результат, вот эти 25 миллионов рабочих мест, о которых мы все с вами говорим. Но этого не видно, во всяком случае, как одна из базовых задач не просматривается», – сетует президент.
Но проблема здесь не только в нежелании министров брать на себя персональную ответственность. Даже если Минпромторг или Минэкономразвития запишут себе в ежегодные планы создание трех миллионов рабочих мест, это не особенно приблизит решение задачи. Дело в том, что государственные инвестиции, которыми распоряжаются ведомства, идут главным образом на инфраструктурные проекты, где инновационных рабочих мест практически не создается. А частным инвесторам, которые в принципе могли бы разместить в России современные производства, министры не указ.
Но несмотря на кажущийся бюрократический тупик, российские предприниматели еще не растеряли свой оптимизм. «Если слушать не чиновников, а бизнес, то задача создания 25 миллионов новых рабочих мест станет вполне решаемой», – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, который возглавлял экономическую рабочую группу при администрации президента во время первых двух сроков Владимира Путина. По его словам, наши предприниматели расширяют бизнес и создают новые рабочие места, но не в России места, а в сопредельных странах – от Турции до Китая. Чтобы сделать российскую юрисдикцию более привлекательной, чиновники должны пересмотреть отношение к стимулированию бизнеса. «Любые стимулы и льготы наши ведомства рассматривают как прямые потери. Но льготы – это не потери, а шанс на развитие», – говорит Данилов-Данильян. Снизить коррупционное давление на экономику, по мнению эксперта, можно за счет отказа от воровских схем распределения бюджетных денег. Реформа бюджетного финансирования должна сократить возможности для коррупции, что благоприятно повлияет на общий экономический климат. «Сферы, где есть резервы для экономического роста, неоднократно обсуждались в министерствах. Так, есть перечень мер для облегчения проектного финансирования, которое сегодня почти невозможно из-за норм банковского регулирования», – объясняет Данилов-Данильян.