Обсуждение проблем Единого госэкзамена отложено на потом. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Президент Владимир Путин готовит серьезный разбор проколов в проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2013 году. Правда, анализом проблем и поиском решений Минобрнауки займется после экзаменов, потому что сейчас обсуждать экзаменационный процесс некорректно, считает президент. Поэтому вчера на совещании по школьному образованию в центре внимания президента оказались другие темы. В частности, Путин снова поднял вопрос о зарплатах учителей, которые уже давно должны были сравняться со средними по региону, однако до сих пор этого не произошло.Вчера в России проводился ЕГЭ по физике и иностранным языкам, являющимися предметами по выбору. Стартовал ЕГЭ 27 мая, экзаменационная пора продлится до 19 июня.
Именно из-за этого президент Владимир Путин на совещании по школьному образованию не стал вчера заниматься разбором прогремевших на всю страну скандалов, связанных с утечкой ответов в Интернет, списываниями и т.п. Пока не закончатся экзамены, обсуждать все это некорректно, считает президент. «Надо серьезно проанализировать выявившиеся проблемы и предложить пути их решения», – признал Путин. Этим Минобрнауки займется, но только после сдачи выпускниками ЕГЭ.
В итоге в центре внимания президента оказались вчера другие темы. Путин потребовал в этом году окончательно решить вопрос с зарплатами учителей. Напомним, вступив в должность президента, он пообещал довести уже в 2012 году зарплаты школьных учителей до среднего по региону уровня. Однако до сих пор есть регионы, где этого не сделано. Из обнародованного Росстатом в конце мая мониторинга за первый квартал 2013 года следует, что самыми отстающими регионами оказались Чукотка, где педагогические работники общего образования получают около 52 тыс. руб. в месяц при средней по субъекту зарплате в 65 тыс. руб., Республика Коми, где они получают около 29 тыс. против среднерегиональной зарплаты в 34,3 тыс. руб. Также не доведены до среднего уровня школьные зарплаты в некоторых регионах Центрального, Северо-Кавказского и др. федеральных округов. Хотя справедливости ради стоит отметить, что есть регионы, где зарплаты педагогических работников превысили средний по субъекту уровень. В Москве педагогические работники стали получать 57,6 тыс. руб. в месяц при средней по региону зарплате 54 тыс. руб., в Тверской области – почти 25 тыс. руб. при средней 20,5 тыс. руб.
Министр образования Дмитрий Ливанов вчера признал, что отставания есть. По его словам, в шести российских регионах средняя зарплата педагогических работников в первом квартале 2013 года составила менее 80% от средней по региону – это республики Коми, Якутия, Чечня, а также Забайкальский и Красноярский края, Чукотский автономный округ. В 25 регионах средняя зарплата педагогических работников составила более 90% средней по субъекту зарплаты.
Между тем временное замалчивание проблем с ЕГЭ выглядит несколько странно, ведь возникает вопрос о легитимности полученных в этом году аттестатов на фоне утечки данных в Интернет, массовых списываний и т.п. Теоретически не исключено, что в случае разрастания проблемы, появления новых скандальных фактов придется не только аннулировать результаты некоторых школьников, но и провести повторное тестирование выпускников этого года если и не по всей стране, то в отдельных регионах. Хотя, конечно, этот вариант самый нежелательный и спорный. Ведь возникает тогда вопрос, насколько справедливо подвергать повторному тестированию выпускников, которые отвечали честно.
«Бюджетных средств на проведение единого госэкзамена требуется в масштабах экономики страны не столь много. С учетом всех побочных расходов ежегодно на эти нужды тратится не более 500 миллионов рублей. Проблема в том, что главная задача – повышение уровня образования и качества оценки знаний – так и не была решена. Очевидно, что в этом году ЕГЭ сильно дискредитирован, – описывает ситуацию эксперт «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. – Повторный ЕГЭ, если он будет, необходимо проводить не по всей стране, а в регионах, продемонстрировавших ощутимое отклонение от среднего результата по стране. По предварительным расчетам, это обойдется бюджету в 150–200 миллионов рублей».
Опрошенные «НГ» эксперты признают, что технологию проведения ЕГЭ надо совершенствовать, и в принципе это даже не так сложно сделать. «Достаточно просто генерировать вопросы для каждого выпускника из общей массы вопросов по ЕГЭ, как это сделано, к примеру, на экзаменах для получения автомобильных прав или квалификационных аттестатов. Тогда не будет полного повторения вопросов и не будет смысла в копировании общей картинки ответов. Тексты вопросов и ответов необходимо заранее выкладывать в общем доступе для детального изучения выпускниками, некоторые вопросы будут корректироваться или убираться, некоторые – добавляться», – считает ведущий консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
«В нынешнем году, думаю, что-либо предпринимать неправильно, это нарушит правила «игры», поставит всю систему проверки знаний школьников под сомнение. Однако в будущем, конечно, подумать над совершенствованием технологий необходимо. Можно, к примеру, для сдачи ЕГЭ ввести технологии, используемые в электронном правительстве, – создать высоковариативную систему контрольных заданий со случайным индивидуальным выбором экзаменационного набора, с мгновенной проверкой результата, – говорит декан Международного института госслужбы и управления Академии при президенте РФ Игорь Барциц. – ЕГЭ как механизм, как идея, на мой взгляд, оправдан и эффективен. Главная проблема в этой системе – проблема доверия, вернее, его отсутствия к честности результатов». Однако еще большее засекречивание, которое некоторым чиновникам может показаться единственно верным решением, системе ЕГЭ не поможет.
Рособрнадзор на просьбу «НГ» прокомментировать ситуацию с ЕГЭ вчера ответил следующее: «Все комментарии после экзаменов. Мы заняты делом».
Отношение средней зарплаты педработников общего образования к средней региональной зарплате, в % | |||
Регион | Федеральные учреждения | Региональные учреждения | Муниципальные учреждения |
Москва | 84,9 | 107,1 | 76,9 |
Чукотка | – | 90,2 | 79 |
Респ. Коми | 87,6 | 89 | 82,9 |
Забайкальский край | 110,8 | 74,5 | 83,6 |
Чеченская Респ. | 154,7 | 94,5 | 84,3 |
Якутия | – | 71,7 | 87 |
Красноярский край | 93,6 | 86,3 | 87,7 |
Ярославская обл. | – | 106,8 | 90 |
Респ. Тыва | 81,2 | 92 | 90,7 |
Северная Осетия | – | 97,2 | 91,7 |
Костромская обл. | 147,7 | 94,2 | 92,2 |
Волгоградская обл. | 104,4 | 94,9 | 93,7 |
Вологодская обл. | 64,2 | 87,1 | 94,3 |
Ханты-Мансийский авт. округ – Югра | – | 102,2 | 94,9 |
Санкт-Петербург | 141 | 101,6 | 95,1 |
Россия в целом | 129,8 | 142,2 | 84,7 |
Источник: Росстат |