Премьер Дмитрий Медведев настраивает правительство на конкурентную борьбу за иностранные капиталы. Фото с официального сайта правительства РФ
Премьер Дмитрий Медведев вчера похвалил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) за то, что он привлекает в экономику РФ капитал. Однако положительный эффект работы этого фонда – лишь капля в море. Суммарные инвестиции в экономику страны снижаются. Инвестиций не хватает не только на модернизацию производства, но и на поддержание ветхих фондов. Если ситуация не изменится, то страна останется с устаревшими и неконкурентоспособными отраслями. Эксперты сообщают, что к 2011 году степень износа производственных мощностей в экономике достигла почти 48%, и это максимальный уровень за постсоветское время.«Появление надежного партнера, так называемого якорного инвестора в виде фонда позитивно оценивают большинство наших зарубежных коллег. Всего за год на условиях соинвестирования в отечественную экономику направлено приблизительно 2,4 миллиарда долларов. В среднем на 1 рубль удается привлечь порядка 10 рублей, – отметил Дмитрий Медведев. – Вложения зарубежных фондов прямых инвестиций в Россию удвоились – почти с 5 миллиардов долларов в 2011 году до 10 миллиардов долларов в 2012 году».
Привлекаемые инвестиции направляются, в частности, на развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, и это отвечает стратегическим целям правительства. Также иностранные компании не против вкладывать в высокотехнологичные производства и создание в стране эффективных рабочих мест. «Сейчас на рассмотрении фонда находится более 50 проектов – это нефтехимия, сельхозмашиностроение, транспорт, логистика, розничная торговля. Общий объем инвестиций – порядка 10 миллиардов долларов».
В свою очередь, глобальный финансовый рынок позволяет привлечь от 6 до 10 трлн. долл., за этот огромный ресурс идет конкурентная борьба. «Чтобы не проиграть, мы должны выглядеть как минимум не хуже, чем наши соперники. Нужно продолжать интенсивно заниматься улучшением делового климата, ликвидировать избыточные административные процедуры, избыточный контроль», – признал премьер.
Между тем один только РФПИ не способен кардинально изменить ситуацию. И заклинания деловой климат не улучшают. По данным Росстата, инвестиции – иностранные и отечественные – в основной капитал, несмотря на надежды руководства, сокращаются. В апреле 2013 года они снизились на 0,7% к апрелю 2012-го. За январь–апрель снижение составило 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Минэкономразвития в опубликованном в конце мая мониторинге текущей ситуации фиксирует, что в апреле по отношению к марту инвестиции в основной капитал сократились с исключением сезонного и календарного факторов на 1,6%. «По оценке Росстата, динамика инвестиций в основной капитал к уровню соответствующего месяца прошлого года второй месяц подряд находится в отрицательной области, – сказано в мониторинге ведомства Андрея Белоусова. – С начала года продолжается сокращение собственных средств компаний, что ограничивает их инвестиционные возможности».
Специалисты Центра развития Высшей школы экономики в своем последнем отчете сообщают, что «нулевой рост инвестиций сохраняется уже больше года»: «Отмеченное в последние месяцы ослабление оттока капитала пока не сказалось на динамике инвестиций. Продолжающийся рост депозитов в структуре средств предприятий говорит о том, что последние предпочитают вложения в финансовые активы инвестициям в производство». «Инвестиции в основной капитал не демонстрируют даже намеков на рост», – добавляют в Центре развития.
Инвестиций слишком мало. Их недостаточно не только для модернизации и расширения производства, но и даже для поддержания «работоспособности» отраслей на текущем уровне, для сохранения производств как таковых. Академик РАН, завкафедрой экономики и финансов Международного университета в Москве Александр Дынкин указывает на отсутствие в стране инвестиционного спроса и на слишком низкую норму накопления у российских предприятий. Речь идет о нехватке дополнительных средств, которые предприятия теоретически могли бы вложить в развитие. «Их не хватает даже для поддержания выбывающих мощностей, не говоря уже о наращивании, – поясняет Дынкин. – Предотвратить экономический спад при такой низкой норме накопления очень сложно, но проблема в принципе решаема».
По мнению экономиста, можно, например, развивать высокоскоростные железные дороги, оборонную промышленность, это в перспективе даст мультипликативный эффект в смежных отраслях: металлургии, промышленности стройматериалов, машиностроении, химии. «В ближайшее время необходимо повышение эффективности в таких быстроразвивающихся отраслях, как торговля, финансовый сектор, недвижимость, – продолжает Дынкин. – По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, уровень производительности труда в этих секторах в России в 4–5 раз ниже, чем в развитых странах. Необходимо активнее использовать иностранные технологии и ноу-хау в перспективных отраслях обрабатывающей промышленности». Помочь может и механизм госзакупок высокотехнологичной и инновационной продукции. «Нет денег – дайте земли, – добавляет экономист. – Такой способ привлечения инвесторов применяется в Китае и Индии на региональном уровне».
Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что РФПИ положительно влияет на рынок. «Через реализацию инфраструктурных капиталоемких проектов фонд формирует доходы подрядных организаций. Это обеспечивает налоговые поступления, создание дополнительных рабочих мест. Социальный эффект от деятельности фонда – строительство новых дорог, коммунальных сетей, улучшение параметров эксплуатации. Еще один плюс – оживление всей цепочки поставщиков и смежников. За счет получаемой прибыли появляется возможность последующих инвестиций в техническое перевооружение и расширение деятельности», – считает эксперт по финансовым вопросам Русской Школы Управления Андрей Ильдеменов.
Однако, добавляют аналитики, производимый фондом эффект – лишь капля в море. «Инвестиции в проекты с участием РФПИ составляют не более 1% от совокупного объема инвестиций в РФ за 2012 год. Объем инвестиций в основной капитал за последние 20 лет колебался от 14 до 22% ВВП или от 3% до более чем 12% от общего объема имеющихся основных средств. По данным за 2010–2011 годы, степень износа производственных мощностей в российской экономике росла и достигла к концу 2011 года почти 48% – максимальный уровень за постсоветское время. Можно констатировать, что, несмотря на отдельные удачные периоды, в длительной перспективе российская экономика так и не смогла обеспечить достаточный объем инвестиций. Почти 50% изношенных мощностей – ситуация ненормальная и явно представляющая опасность», – подчеркивает аналитик компании Allianz Investments Ариэл Черный.
В 2010–2012 годах объем инвестиций находился на уровне около 20% ВВП. Между тем, как считает Александр Дынкин, «для того чтобы экономика развивалась, необходимо норму накопления повысить до 28–30%».
Среди возможных механизмов стимулирования инвестиций в производство – налоговые послабления. В частности, можно сократить налоговые сборы с той части прибыли, которая направляется предприятиями на амортизацию, обновление фондов. «В Европе на 1 евро инвестиций производственные компании могут инвестировать 45 евроцентов за счет накопленной амортизации, а российские компании на 1 рубль инвестиций – только 11 копеек», – приводит пример Андрей Ильдеменов. В Европе предприятие почти половину своей прибыли может направить на обновление фондов, и это не будет облагаться налогами, а в России – лишь десятую долю. «Если мы говорим о поддержании конкурентоспособности российских отраслей в международной торговле, в среднем объем инвестиций должен составлять не менее 20% от первоначальной стоимости основных средств», – говорит эксперт. Не нужно опасаться недобора в бюджет налога на прибыль, считает он. Потому что в противном случае государство получит в наследство абсолютно неконкурентоспособные обескровленные отрасли.