В Россию нужно приглашать все больше и больше гастарбайтеров – уверены некоторые ученые. Фото Евгении Штоколовой
Вопрос о запрете въезда мигрантов в Россию расколол ученых из Высшей школы экономики (ВШЭ) и Института Гайдара. Экономисты уверены, что без гастарбайтеров отечественная экономика просто остановится. А их оппоненты из Института Гайдара доказывают, что никакого дефицита рабочей силы в стране нет. В массовом же завозе мигрантов заинтересованы прежде всего криминальные группы чиновников.Есть ли в России дефицит рабочей силы или, напротив, избыток? На этот простой вопрос у наших экономистов нет внятного ответа. Без гастарбайтеров экономика не может нормально функционировать – уверяют одни. Но их оппоненты доказывают, что налицо избыток рабочей силы. А миграционная «игла» – это искусственное изобретение.
Приезжие из ближнего зарубежья, как правило, имеющие нулевую квалификацию, согласны работать за копейки. Они давно превратились в препятствие для нормального развития рынка труда. В частности, наличие дешевой рабочей силы не побуждает работодателей повышать производительность труда.
Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко убеждает, что России необходимо масштабно использовать труд иностранных специалистов. «Я спокойно к этому отношусь. Я считаю, что миграция рабочих сил в Россию – это процесс объективный. Потому что в России дефицит рабочих рук, у нас их просто не хватает», – заявил он 22 мая в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Его коллега – замдиректора Центра трудовых исследований Ростислав Капелюшников – исходит из того, что экономика РФ вступает в «длительную полосу быстро сокращающегося предложения труда». И без привлечения рабочей силы из-за рубежа не обойтись. По прогнозам Росстата, в ближайшие годы ежегодно численность трудоспособного населения России будет сокращаться примерно на 1 млн. человек. Легальных трудовых мигрантов по итогам прошлого года насчитали 1,2–1,3 млн. В баланс трудовых ресурсов Росстат включает иностранных рабочих любого типа, который составил 2 млн. человек. Получается, что нелегалов среди них – около 1 млн., однако специалисты говорят о 3,5–4 млн. человек, что составляет 5–5,5% от всех занятых в России. На взгляд Капелюшникова, это не так уж критично.
Однако их оппоненты из Института Гайдара доказывают обратное, приводят данные Росстата, которые говорят, что потребность в неквалифицированной рабочей силе снижается. По данным официальной статистики, численность занятых в сегменте неквалифицированной рабочей силы в 2000 году составляла 8,7 млн. человек, к 2002 году сократилась до 7,5 млн. человек, и с тех пор этот показатель остается почти неизменным. «Если в России и существует нехватка рабочих рук, то только в сегменте квалифицированного труда. В сегменте же низкоквалифицированного труда этого дефицита не существует, наоборот, масштабная миграция из стран Средней Азии дестимулирует реструктуризацию сектора неквалифицированной рабочей силы», – делает вывод младший научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института Гайдара Кирилл Родионов.
Его слова подтверждает свежая статистика Минтруда, согласно которой в прошлом году работодатели искали представителей рабочих профессий. Из всех заявленных вакансий почти 80% пришлось на эту категорию тружеников. Приезжающие иностранцы в большинстве своем никакой квалификацией не обладают. Родионов призывает ликвидировать дефицит рабочих рук путем повышения производительности труда. В этом РФ существенно уступает развитым странам. Так, по данным Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), в 2011 году средняя почасовая выработка в России составляла лишь 21,5 долл., в США – 60,2 долл., в Германии – 55,8 долл., во Франции – 57,7 долл. Кроме того, существуют значительные резервы в госсекторе экономики и бюрократическом аппарате. В международной компании Royal Dutch Shell заняты 87 тыс. сотрудников, тогда как в Роснефти – 168 тыс., в «Газпроме» – 404 тыс., в Ростехнологиях – 900 тыс., а в РЖД более 1 млн. человек. В федеральных и региональных органах госвласти в 2012 году были заняты 737,7 тыс. человек, в муниципалитетах – 336,3 тыс. человек.
«Необходимо как можно скорее вводить визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья, а также депортировать всех нелегальных мигрантов. Ограничение миграции станет стимулом для институциональных преобразований на рынке труда и реструктуризации нерыночных секторов экономики», – считает Родионов. Впрочем, как пояснили в Институте Гайдара, доминирующая в институте позиция сводится к либерализации миграционного законодательства, что не совпадает с мнением Кирилла Родионова.
Прямо противоположные мнения ученых-экономистов по одному конкретному вопросу эксперты объясняют тем, что в России нет достоверных данных о рынке труда. «В стране нет эффективного учета мигрантов, нет и достоверных данных об экономике, значительная часть отраслей которой пребывает «в тени». В отсутствие объективных статистических данных ученые-экономисты делают прогнозы, основываясь на включенном наблюдении. Это ведет к созданию различных теорий и к противоположным выводам. О каких серьезных исследованиях можно говорить, если весь рынок труда в России остается непознанным, в том числе и на общегосударственном уровне?» – спрашивает декан факультета Российской академии народного хозяйства и госслужбы Игорь Барциц. По его словам, нет серьезных исследований и роли криминальных интересов чиновников в поддержании притока мигрантов.
«С точки зрения стратегических интересов максимальное ограничение въезда в страну неквалифицированной иностранной рабочей силы было бы благом для экономики. Въезд на территорию Таможенного союза, в который входят Россия, Казахстан и Белоруссия, с 2015 года станет визовым. Но можно и не ждать полтора года», – считает старший научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий. «Нынешняя трудовая миграция – огромная проблема России. У нас нет элементарной культуры управления миграционными ресурсами, а наши требования к приезжим очень условны», – соглашается директор по маркетингу и развитию EKF Electrotechnica Александр Тезяев. Эксперты соглашаются с тем, что из-за миллионов неквалифицированных мигрантов отечественная экономика утрачивает стимулы к модернизации. Фактически страна сидит на игле дешевой рабочей силы.