Чужая юрисдикция может оказаться выгодней отечественной. Фото Reuters
Борьба правительств с офшорами пока не привела к победе над последними. Скорее наоборот – активы продолжают утекать из-под отечественных налогов, обеспечивая тем самым офшорную победу над правительствами. В 2012 году, согласно последнему отчету Boston Consulting Group, объем средств, выведенных в налоговые гавани, составил 8,5 трлн. долл. Между тем еще несколько лет назад этот показатель не превышал 3 трлн. долл. Эксперты подтверждают – офшоры создают серьезные проблемы для национальных экономик, однако решительных побед на этом фронте не следует ожидать даже в отдаленной перспективе.В прошлом году наибольшей популярностью среди иностранных инвесторов пользовалась Швейцария. Альпийскую республику, имеющую вековую репутацию тихой финансовой гавани, где можно укрыть свои капиталы, сегодня предпочитают не только состоятельные россияне, но и богачи из других стран постсоветского пространства, а также китайские нувориши. Второй по популярности офшор – Лихтенштейн. Такой вывод следует из ежегодного отчета Boston Consulting Group (BCG). В материалах исследования назван совокупный объем денежных ресурсов, выведенных в 2012 году в офшоры, – 8,5 трлн. долл. По сравнению с 2011 годом рост составил 6,1%. А ведь всего несколько лет назад инвесторы выводили из национальных экономик «всего» около 3 трлн. долл. в год.
Эксперты BCG в очередной раз предупреждают, что активный рост капиталов, размещенных за пределами родных стран инвесторов, чреват усилению напряженности в отношениях между налоговыми гаванями и государствами, откуда происходит перманентная утечка финансовых ресурсов.
Деньги в офшоры выводят не только для краткосрочных спекуляций или диверсификации активов, но и для ухода от налогов, отмывания доходов, нажитых преступным путем. Объемы средств, укрытых за последние 40 лет в тихих гаванях, согласно прошлогодней оценке международной неправительственной организации Tax Justice Networks, могут достигать 32 трлн. долл. Причем это оценка консервативная, поскольку в расчет взяты только финансовые активы. Между тем есть и другие активы – недвижимость, яхты, предметы роскоши и искусства и т.п.
Борьба с офшорами давно приобрела международный характер и ведется сегодня под лозунгом: оптимизация налогов – чуть ли не главное зло мировой экономики. Вот основные аргументы противников офшоров. Низкий уровень налогообложения в налоговых гаванях подрывает фискальную базу остальных стран. Анонимность финансовых операций создает почву для отмывания нелегальной прибыли и финансирования терроризма, роста организованной экономической преступности. Потенциальная угроза возникновения неконтролируемых потоков горячих денег, что может дестабилизировать глобальную финансовую систему.
Сводки с офшорного фронта носят крайне противоречивый характер. Напомним, что война с ними активизировались после начала кризиса 2008 года. Лидеры G20, обсуждая антикризисные меры, грозились закрыть налоговые гавани. В 2010 году были даже внесены поправки в модельную конвенцию ОЭСР по налогам, которые ужесточили положения о раскрытии информации. Всего было подписано более 600 соглашений об обмене информацией, резко ограничивающих банковскую тайну. Однако прогресс в этом направлении не очевиден.
Впрочем, частные успехи все-таки имеют место. Так, в августе 2011 года Швейцария выплатила Великобритании более 600 млн. долл. скрытых налогов англичан, хранивших свои капиталы на депозитах швейцарских банков. Показательная репрессивная мера была предпринята по настоянию руководства ЕС в отношении вкладчиков кипрских банков, с которых по умолчанию удержали так называемый антикризисный налог. Российские власти тогда надеялись, что швейцарский урок пойдет впрок и встревоженные российские инвесторы начнут возвращать капиталы на родину. Однако эти ожидания не оправдались.
Независимый аналитик Максим Черниговский назвал две причины, по которым деньги могут попадать в офшоры. «Первая – это оптимизация налогов. Бизнес вправе самостоятельно определять, в какой стране регистрироваться и вести дела, улучшая тем самым свои финансовые показатели», – подчеркнул он. Но есть и другая сторона медали. В налоговые гавани, власти которых порой сквозь пальцы смотрят на происхождение капиталов, выводятся деньги, нажитые преступным путем. Это – коррупция, торговля, оружием и наркотиками и.т.д. По мнению Черниговского, до тех пор, пока в мире не будет создана единая база, которая бы позволяла достоверно определять происхождение капиталов, ничего с этим поделать невозможно. Борьба развитых стран за возвращение налогоплательщиков в лоно национальных юрисдикций, убежден эксперт, не может иметь перспектив, поскольку нет возможности контролировать и корректировать бюджетные расходы на всевозможные малополезные экономике «мегапроекты или на социальную поддержку маргиналов».
Главный экономист по России и СНГ HSBC Александр Морозов успех деофшоризации поставил в зависимость от способности государств координировать политику в этой сфере, обмениваться информацией. Причем в этот процесс должны быть вовлечены и сами налоговые гавани. «Если это станет реальностью, то оптимизация налоговых издержек в качестве основной мотивации для вывода денег за рубеж сделается менее привлекательной», – отметил Морозов. Однако надо понимать, что офшоры привлекательны для бизнеса еще в плане снижения рисков рейдерских захватов, административного давления, юридической защиты в коммерческих спорах. В связи с этим экономист уверен, что революционных перемен в этой сфере ожидать в обозримом будущем не приходится. Если офшоры и исчезнут, то это случится в очень дальней перспективе.
Оценивать ситуацию в мировом масштабе партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко отказался, сосредоточившись на российской специфике. Он полагает, что борьба с офшорами может иметь успех ли при условии, что власти будут способны создавать нормальные условия для ведения бизнеса. Путь к этому – через укрепление правовой системы, совершенствование налогообложения. «Тогда предприниматели не будут «голосовать ногами», выводя капиталы за рубеж. Они прячутся в офшорах от постоянных безосновательных проверок правоохранительных органов, административного давления, вымогательства чиновников-коррупционеров», – подчеркнул Чумаченко.