Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев ждет роста спроса на российский газ. Фото РИА Новости
Никаких поблажек не будет – «Газпром» считает привязку цен на газ к спотовому рынку невозможной. Не верит он и в перспективы сланцевого газа в Европе. Как заявил вчера в Брюсселе зампред правления концерна Александр Медведев, российский газ останется конкурентоспособным на своем главном рынке сбыта – в Европе. Причем аж до 2030 года, когда Старый Свет вынужден будет нарастить свои закупки до 200 млрд. куб. м в год. Между тем на рынках ситуация не столь оптимистичная – акции «Газпрома» упали до очередного минимума.«Менять в континентальной Европе сложившийся надежный механизм на привязку к недостаточно гибкому и ликвидному местному спотовому рынку крайне опасно. Это может негативно отразиться на надежности поставок», – заявил Медведев на VIII Международной конференции «Энергетический диалог: Россия–ЕС. Газовый аспект». По его словам, недавние периоды экстремально низких температур вызвали скачок цен на спотовом рынке из-за того, что новых доступных физических объемов на рынке не было. «Мы, как ответственные поставщики, не считаем возможным поставить ценообразование на газ в полную зависимость от рынка, подверженного таким шокам», – подчеркнул он.
По мнению «Газпрома», российский газ останется конкурентоспособным в Европе. И сланцевый газ европейцам не поможет. «Никто не сомневается в том, что в Европе себестоимость добычи сланцевого газа будет существенно выше, чем в США», – подчеркнул Медведев, добавив, что даже если будет налажен американский импорт газа в Европу, его стоимость будет не меньше европейской спотовой цены.
Так что Европа, по мнению руководства «Газпрома», просто привязана к России. Как отметил Медведев, прогнозируется, что к 2025 году ее потребность в импортном газе, сверх уже имеющегося уровня импорта, составит 145 млрд. куб. м, а к 2030 году вырастет до 200 млрд. В ответ на это, по его словам, «мы готовы поставить газа столько, сколько Европе потребуется или захочется». При этом Медведев отметил, что использование угля в последние годы сделало Европу лидером по выбросам углекислого газа. Будучи недавно во Франции, Медведев «ощущал запах угольной пыли». «Оказывается 2 гигаватта угольных станций возвращено в действие», – выяснил он.
Российский газовый монополист рассчитывает на увеличение экспортных поставок.
Фото Reuters |
Между тем – несмотря на оптимизм руководства – дела концерна выглядят не столь благополучными. В среду капитализация «Газпрома» на Московской и Лондонской биржах впервые с весны 2009 года упала ниже 100 млрд. долл. Между тем в мае 2008 года общая цена компании достигла пика – 365,1 млрд. долл. Это позволило главе «Газпрома» Алексею Миллеру предположить, что капитализация его компании за 7–8 лет достигнет 1 трлн. долл.
Опрошенные «НГ» эксперты резко критичны к «Газпрому» в свете последних заявлений его руководства. «Насчет роста потребления в Европе – это полная ахинея. Спрос стагнирует, а рост если и будет, то незначительный, – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Если к 2020 году получится продать дополнительные 30–40 млрд. кубометров – это будет большой удачей. А на 2030 год даже планы делать несерьезно». К тому же, по словам эксперта, вся деятельность Еврокомиссии направлена на лишение «Газпрома» статуса монополиста. «И все чиновники из ЕК, с которыми мне доводилось встречаться, сходились в том, что если бы «Газпром» вел себя на европейском рынке как нормальная компания, никакой необходимости в введении норм Третьего энергопакета просто не было бы», – отмечает Крутихин.
Содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что «Газпрому» рано или поздно придется пойти на смягчение условий поставок в Европу. «Все больше клиентов рассчитывают на привязку цен не к нефтяному эквиваленту, а к спотовым ценам, как уже поступает Норвегия, – говорит он. – Также «Газпрому», вероятно, придется пойти и на пересмотр условий «бери или плати». О намерении сократить свои обязательства по этому пункту уже заявляла Турция».
Председатель правления компании Concern General Invest Андрей Никитюк отмечает, что, прогнозы по потреблению газа в Европе вполне адекватны, но наличие альтернативного «сланцевого» предложения должно будет переориентировать интересы европейцев в сторону более доступного газа из США. «Что бы ни говорил «Газпром», но в ближайшее десятилетие газовый рынок Европы претерпит существенные изменения, – уверен он. – В этой связи уже сейчас компания должна делать выводы и постепенно снижать цены в своих контрактах с европейскими компаниями. Единственное, чем еще можно оперировать «Газпрому» в свою защиту – это гарантированная надежность поставок газа, так как он использует не морские газовозы, а более надежные газопроводы. В любом случае Европа будет покупать у России газ, но доля «Газпрома» существенно сократится».