Несмотря на введение электронных новинок, подсчитать потери в сфере госзакупок пока затруднительно. Фото с сайта www.etp.roseltorg.ru
Так называемые «слепые» госзакупки не защитили казну от потерь из-за откатов и завышенных цен. Стремление заказчиков и исполнителей наладить коррупционные связи сохраняется, несмотря на разнообразные электронные и компьютерные ухищрения. Оценки коррупционных потерь сильно различаются. Организаторы электронных торгов говорят о сотнях миллионов рублей, а Счетная палата – о триллионах рублей в год.По мнению авторов опубликованного вчера доклада «Слепые» закупки», из-за всевозможных нарушений потери в этой сфере в 2012 году составили 874 млн. руб. Исследование подготовили Национальная ассоциация институтов закупок, Высшая школа экономики и эксперты открытого правительства, которые провели выборочное обследование сайта zakupki.gov.ru. В документах о госзакупках за 2012 год эксперты обнаружили около 12 тыс. нарушений. Более 600 объявлений имели признаки умышленного сокрытия информации и около 2,5 тыс. – дублированное искажение информации.
Типовые случаи искажения информации – замена кириллических букв на аналогичные по написанию латинские, опечатки и грамматические ошибки в ключевых словах, замена букв на похожие по написанию цифры, использование тире в корне слова или разделение букв в словах лишними пробелами. Около 9 тыс. обнаруженных «слепых» закупок содержат единичные нарушения – искажения всего в одном слове. Впрочем, опечатки и грамматические ошибки зачастую не носят умышленного характера, а являются следствием недостаточной квалификации ответственных лиц, смягчают тон аналитики.
Вывод доклада о «слепых» закупках кажется оптимистичным – существующие процедуры госзакупок работают в целом эффективно, обнаруженные в исследовании нарушения не носят массовый и системный характер. Об этом, в частности, говорят цифры финансового ущерба за 2012 год – всего 874 млн. руб., или 0,15% от общего объема закупок.
Между тем есть и другие данные, согласно которым потери РФ от государственных закупок по завышенным ценам в 2012 году оцениваются на уровне 275 млрд. руб. Это отмечалось в декабре прошлого года в исследовании, проведенном Национальным рейтингом прозрачности закупок при поддержке ФАС, Минэкономразвития и Счетной палаты (СП). К тому же руководством СП назывались и более громкие цифры. Глава ведомства Сергей Степашин, выступая в феврале этого года в Госдуме, признался, что проверить в процессе госзакупок получилось только 10% организаций. «Поэтому в принципе гипотетически можно говорить о нарушениях в этой сфере в объеме более триллиона рублей в год», – заявил глава СП.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, сфера госзакупок – лакомый кусок, поэтому недобросовестные участники постоянно совершенствуют способы недопущения к торгам «посторонних» участников. «Зачастую под якобы «техническими ошибками» в буквах или цифрах скрываются продуманные злонамеренные соглашения, поэтому однозначно говорить в этих случаях об отсутствии массовости и системности очень самонадеянно, – полагает заместитель предправления Ланта-банка Дмитрий Шевченко. – Ущерб же в таких случаях подсчитать очень сложно».
Партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров отмечает, что известные криминальные «технологии» сегодня уже почти не применяются для обхода закона. «Могу предположить, что выявленные 0,15% нарушений на столь «скромную» сумму в 874 миллиона – это как раз та самая замена кириллицы на латиницу, опечатки и т.п. либо же прямые нарушения закона. Использование таких топорных способов явилось первой реакцией чиновников на проблему прозрачности закупок, но сейчас все уже адаптировались и стали использовать более тонкие инструменты». При этом, по его словам, сумму ущерба посчитать теперь значительно сложнее. Ведь для этого недостаточно механически сложить цифры тендеров с «ошибками». Нужно учитывать, насколько могла быть потенциально снижена цена за счет наличия конкурентов.
«В целом, полагаю, по итогам исследования можно сделать вывод, что первый этап реформы проведен, прямых нарушений закона нет, – говорит Александров. – А далее надо уже более глубоко изучать использующиеся обходные технологии с тем, чтобы успеть внести нужные изменения и дополнения во вступающий вскоре в силу закон о федеральной контрактной системе».
Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова не сомневается, что значительная часть государственных заказов по-прежнему связана с монопольным распределением. «Результаты исследования открытого правительства отражают лишь нарушения, связанные с данными, указанными в информации по открытым тендерам, – отмечает она. – Говорить о том, что финансовый ущерб за 2012 год составил лишь 874 миллиона рублей, не приходится».