Отечественная промышленность погрузилась в стагнацию. Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Официальные экономические итоги мая будут подведены лишь через три-четыре недели. Однако, судя по предварительным данным, эти итоги будут не слишком вдохновляющими. Незначительное апрельское оживление, судя по всему, в мае не превратилось в качественный перелом – на что очень надеется российское правительство. Негативные тенденции не затухают, но и не усугубляются. В качестве главных препятствий для роста производства руководители предприятий называют дефицит спроса и обременительное налогообложение.В мае этого года оценки производителей своего положения оказались чуть лучше, чем в мае 2012-го. Но это не свидетельствует об оздоровлении промышленности.
К такому выводу пришли специалисты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировав результаты майского опроса руководителей 4,6 тыс. крупных и средних предприятий. Но сравнение текущих показателей с прошлогодними некорректно из-за удлиненных в этом году майских праздников. Общий фон оценок директорского корпуса экономического состояния своих предприятий все еще хуже докризисных показателей. Главное препятствие – «недостаточный спрос на продукцию предприятия». На него указали 45% респондентов. На втором месте – «высокий уровень налогообложения», о нем сказали 43% респондентов. О недостатке финансовых средств сообщили 36% респондентов, о неопределенности экономической обстановки – 34%, о высоком проценте коммерческого кредита – 30%.
Об отсутствии надлежащего оборудования высказались 25% респондентов, о недостатке квалифицированных рабочих – 23%. Столь небольшая доля предприятий, указывающих на дефицит оборудования и специалистов, объясняется отсутствием планов по наращиванию и расширению производства, у них просто нет потребности в технике и работниках, считают исследователи.
Среди наиболее позитивных итогов мая – рост на 1% среднего уровня загрузки производственных мощностей в целом по отрасли, достигшего 65%. «Это самое высокое значение показателя за весь посткризисный период. Правда, подобный уровень загрузки за указанный отрезок времени фиксируется уже четвертый раз. Лидерами по среднему уровню загрузки традиционно являются предприятия по производству кокса и нефтепродуктов (75%), а аутсайдерами – предприятия по распределению электроэнергии, газа и воды (55%) и пищевая промышленность – 61%».
Среди негативных итогов – в мае продолжились хоть и не массовые, но увольнения с крупных и средних предприятий. Большинство – около 60% – предприятий не ждут к концу лета каких-либо принципиальных изменений ни в лучшую, ни в худшую стороны. По словам директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, «несмотря на положительные темпы роста промышленности, выявленные Росстатом, есть основания утверждать, что отрасль в первые пять месяцев текущего года развивается по стагнационному сценарию». Во втором полугодии можно ожидать некоторого оживления – из-за неизбежного, как говорит Остапкович, снижения ставки рефинансирования, стимулирования экономики финансовыми инъекциями, о котором говорили в Минэкономразвития, возможного улучшения ситуации в еврозоне и эффекта низкой базы. Но даже если все перечисленные факторы сработают одновременно позитивно, ждать серьезного роста промышленного производства не нужно.
В начале этой недели замглавы МЭР Андрей Клепач, приведя апрельскую статистику, сообщил, что пока «серьезного перелома в промышленности не произошло, наоборот, сохраняются некие тревожные тенденции». Наблюдается стагнация в производстве и в инвестициях. Наибольшее снижение в апреле произошло в легкой промышленности, химическом и металлургическом производствах, выпуске стройматериалов и машинооборудования. Перелом может произойти, по оценкам МЭР, лишь во втором полугодии. По данным МЭР, рост ВВП РФ в апреле ускорился до 2,6%, за четыре месяца составил 1,8%. Целевой показатель на этот год ранее был ухудшен с 3,6% годового роста до 2,4%.
Завлабораторией проблем экономического развития Института Гайдара Мария Казакова предположила, что правительство рассчитывает прежде всего на хороший урожай, который подправит статистику. Но этот положительный эффект скорее всего будет краткосрочным и недостаточным, считает эксперт. «Серьезные опасения относительно глубокой рецессии по-прежнему сохраняются», – предупреждает Казакова.
Эксперты подтверждают, что в мае тревожные тенденции сохранялись. «Никаких предпосылок к оживлению инвестиций не наблюдается. Напряженная ситуация сохранится минимум до конца года», – говорит президент Lionstone Investment Services Александр Беляков. «В целом 2013 год показывает крайне рваную динамику. Бизнес-сфера не может спланировать и спрогнозировать свою деятельность, что приводит к общей нервозности рынка. Апрель мы фиксируем как лучший месяц 2013 года. Но майские реалии оказались иными – очередной спад и результат на уровне 2012-го», – поясняет директор по маркетингу EKF Electrotechnica Александр Тезяев.
В то же время доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Максим Сафонов отмечает, что ситуация в мае, июне и июле не столь показательна: второй квартал практически всегда отличается замедлением и даже спадом производства. Более адекватные данные о состоянии экономики появятся в сентябре–октябре.
Согласно прогнозу группы «Ренессанс капитал», во втором квартале 2013 года рост ВВП составит 1,5% в годовом выражении. Апрельские данные позволили улучшить этот прогноз. Ранее специалисты ожидали рост по итогам второго квартала 1,3%. Однако не исключено, что майские показатели окажутся хуже ожиданий.