Государственные услуги можно получить и без домашнего персонального компьютера. Фото c сайта www.mos.ru
Всего за один год электронное правительство растеряло свой потенциал, а качество виртуальных госуслуг пошло вниз. Причина – в ослаблении политического давления. Если раньше первые лица страны в ультимативной форме требовали от чиновников неукоснительного выполнения поставленных задач, то теперь интерес к проекту во многом утрачен.На вчерашней пресс-конференции «Электронное правительство и электронная демократия в России: перспективы формирования и развития» ВЦИОМ и Экспертный центр электронного государства обнародовали итоги опросов о необходимости развития в стране электронного правительства и электронной демократии. Следует сразу поставить точки над i – результаты исследования показали, что подавляющее большинство россиян приветствуют виртуальные формы общения с властью.
В то же время и руководитель Экспертного центра Павел Хилов, и президент Фонда информационной демократии Илья Массух настроены весьма скептически. По их словам, за последний год наблюдается очевидный регресс на самых разных направлениях работы электронного государства. Темпы перевода госуслуг в виртуальный режим снизились, а качество тех, которые можно получить, становится все хуже.
Хилов констатировал – есть указ президента от 7 мая 2012 года довести показатели охвата граждан электронными госуслугами к 2018 году до уровня не менее 70%. Однако планы, промежуточные вехи движения к этой цели никому не известны. «Тактики нет. Нет понимания, что должно быть через полгода, год», – подчеркнул эксперт. По его словам, федеральный Центр непродуманными решениями дезориентировал регионы, которые заняли выжидательную позицию. Половина территорий приостановила свои программы. В среднем финансирование проектов снижено примерно на 60%.
Напомним, что в конце 2011 года Минкомсвязи, вдохновленное стремительным улучшением позиций России в рейтинге электронного правительства ООН – 27-е место против 59-го годом ранее, – обещало к 2018 году довести показатель охвата граждан электронными госуслугами до 80%. Действительно, в 2011 году в рейтинге ООН Россия поднялась с 59-го места на 27-е. Получается, что Путин в мае прошлого года фактически скорректировал контрольную цифру в сторону уменьшения. Но сейчас и 70-процентный рубеж представляется недостижимым. И это несмотря на то что не менее 80% россиян, по словам гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, одобрительно относятся к созданию и развитию механизмов электронного правительства и электронной демократии. Лишь 6% респондентов заявили, что этот институт не решает никаких проблем.
Сторонников электронного правительства значительно поубавилось бы, если бы опрос проводился не в феврале-марте, а в мае, когда всплыл громкий скандал с ГИБДД. Неожиданно несколько тысяч водителей-москвичей, добросовестно оплативших штрафы за нарушение правил дорожного движения, оказались в списке злостных неплательщиков. Сбой в системе электронных госуслуг привел к тому, что эти люди вынуждены были либо документально подтверждать факт оплаты штрафов, либо платить их повторно.
Явно не добавит популярности в народе возможность получать госуслуги через Интернет и необходимость дополнительных затрат. А они, как выясняется, возможны. Вчера информагентство Прайм сообщило, что регистрация на едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru с помощью универсальной электронной карты (УЭК) невозможна без специального считывающего устройства – кардридера. А это устройство владелец УЭК должен, оказывается, приобретать за свой счет. Цена кардридера достигает 7 тыс. руб. УЭК выдают с января 2013 года. В этом году планируется раздать 3,5 млн. карт, а в следующем – 10–12 млн. Если, конечно, желающие выкроят в семейных бюджетах суммы на покупку кардридеров.
Правда, вчера представители ОАО «Универсальная электронная карта» разъяснили, что можно найти кардридеры и подешевле – всего за 300 руб. Кроме того, бесплатный доступ к государственным услугам единого портала можно получить и в многофункциональных центрах предоставления услуг.
Однако похоже, что проект перевода государственных и муниципальных услуг в виртуальный режим, способный избавить граждан от унизительных очередей, чиновничьего беспредела, коррупции, всерьез забуксовал. Не исключено, что он может повторить печальную судьбу «Электронной России» – так называлась федеральная целевая программа, действовавшая в 2002–2010 годах. Именно в этой программе впервые была поставлена задача по внедрению в России технологий электронного правительства. Правда, не все заявленные в программе «Электронная Россия» цели были достигнуты. Достаточно сказать, что бюджет этой федеральной целевой программы составлял 77 млрд. руб., но фактически потрачено было лишь 21 млрд. руб. Всемирный банк сделал вывод, что эффективность госуправления в России за восемь лет действия этой программы ни на йоту не повысилась. Какие выводы сделают международные эксперты об успехах и неудачах России на тернистом пути создания электронного правительства и электронной демократии – покажет время. Участники вчерашней пресс-конференции уверены, что рейтинги страны по уровню развития электронных государственных услуг в ближайшее время не улучшатся, а ухудшатся.