0
3484
Газета Экономика Интернет-версия

28.05.2013 00:01:00

ФАС обвинили в палочной системе

Тэги: фас, монополии, конкуренция


фас, монополии, конкуренция В Федеральной антимонопольной службе претензии бизнеса считают необоснованными. Фото РИА Новости

Пока Федеральная антимонопольная служба (ФАС) борется с нарушителями, бизнесмены обвиняют ведомство в приверженности палочной системе. По их мнению, количество возбужденных дел стало для ФАС самоцелью и главным показателем эффективности. В России возбуждается в сотни и даже тысячи раз больше антимонопольных дел, чем в Европе и США. Но за этим не следует оздоровления конкурентной среды. В ФАС с такими выводами не согласились.
Новости об антимопонольной проверке или новом расследовании появляются почти ежедневно. Вчерашний день – не исключение. ФАС оштрафовала одну крупную торговую сеть за образ школьницы в рекламе алкоголя. Казалось бы, такая активность должна уже очистить российский рынок от монополистов и нарушителей. Однако, как сообщают бизнесмены, оздоровления конкурентной среды не происходит. Создается впечатление, что вовсе не уровень конкуренции является главным приоритетом ведомства, а количество возбужденных дел, для учета которых создана соответствующая палочная система. Такие претензии в адрес ведомства Игоря Артемьева в конце прошлой недели высказали бизнесмены «Деловой России», Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) на круглом столе в Высшей школе экономики.
ФАС возбуждает против бизнеса слишком много антимонопольных дел, и не все из них имеют достаточную доказательную базу. Как сообщил один из докладчиков директор по развитию НАИЗ Алексей Ульянов, в 2011 году ведомство возбудило более 11 тыс. дел по Закону «О защите конкуренции». Из них в судах были оспорены 56% дел против малого и среднего бизнеса. Общее число дел, которые касались не только конкуренции, но и госзаказа, превысило 55 тыс. за 2011 год. В 2011 году ФАС в связи со злоупотреблением компаниями доминирующим положением возбудила почти 3,2 тыс. дел. Для сравнения: в США таких дел было возбуждено всего 9, в Германии – 32, во Франции – 26, в Великобритании – 3, в Италии – 3, в Канаде – 11. Та же ситуация с делами против антиконкурентных соглашений. В России их было в 2011 году почти 500 штук, а в США и европейских странах речь шла о единицах и десятках, максимум сотне таких дел.
«ФАС может признать доминирующей компанию с долей рынка в 1%, если у ее ближайшего конкурента – 0,5%», – отмечают бизнесмены. В других странах минимальная доля рынка для признания компании доминирующей достигает обычно нескольких десятков процентов. Бизнесмены предлагают законодательно установить, что не может быть признано доминирующим положение компании с долей рынка менее 35%.
Почти любая деловая переписка или планы закупок с указанием поставщиков могут быть признаны антиконкурентными соглашениями и нарушениями, продолжают бизнесмены. «Административное бремя контроля слияний в РФ в 60 раз тяжелее, чем в США, в 50 раз – чем в Великобритании, в 20 раз – чем во Франции», – указано в докладе. Из него можно сделать вывод, что деятельность ФАС больнее всего бьет не по крупным монополистам, а по малому и среднему бизнесу.
Страдают предприниматели и от так называемых веерных запросов ФАС. Чиновники запрашивают большие объемы информации, не относящейся к конкуренции, но доступной в открытых источниках. Часто требуют раскрыть коммерческую тайну или информацию, которую уже раньше запрашивали. «Некоторые предприниматели привозили документы по запросам ФАС на «Газелях». Это риски и издержки для бизнеса».
«Методика оценки территориальных органов и управлений центрального аппарата ФАС России – одна из лучших и самых проработанных среди федеральных органов исполнительной власти. Однако полностью исключить палочную систему, присущую всем контрольным органам, к сожалению, не удалось. Сотрудники территориальных органов по-прежнему имеют стимулы возбуждать как можно большее число простых, мелких, однотипных дел, имеющих шансы выиграть в суде», – сказано в докладе. Для снижения неоправданно раздутого числа антимонопольных дел против бизнеса необходимо существенно либерализовать антимонопольное законодательство, заняться совершенствованием правоприменения и изменить стимулы сотрудников ведомства, считают бизнесмены.
Не исключено, что оппоненты ведомства преследует несколько иные цели – не столько формирование конкурентной среды, сколько продвижение интересов монополистов. Вместо прямых нападок на ФАС избирается более привлекательный в глазах общественности путь конструктивной критики, чтобы вместе с разговорами о недочетах пролоббировать в том числе индивидуальные послабления для крупных игроков. Сегодня эта версия выглядит конспирологической, но полностью исключать ее нельзя. Однако трудно отрицать, что палочная система не побеждает монополизм. Рынок бензина – яркий тому пример. Эксперты с претензиями бизнесменов согласились. «Антимонопольная служба следует в русле общей тенденции регулирующих органов современной России, когда законопослушные граждане и компании, работающие «на свету», изнывают под грузом избыточных формальных требований и проверок, а нарушители и криминал спокойно существуют в «слепой зоне» контролирующих органов. Причина – в избыточном усердии на фоне сугубо формального, «бумажного» подхода к делу», – полагает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. Наблюдатели указывают на необходимость совершенствования оценок эффективности ведомства. Однако вряд ли ФАС полностью откажется от палочной системы, полагает председатель коллегии «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе, ведь она более «показательна» и менее трудозатратна.
В ФАС вчера не согласились с тезисом о палочной системе. Начальник управления контроля промышленности ФАС Максим Овчинников так описал логику действий ведомства: «Территориальные органы должны как можно больше выявлять нарушений. Но их решения должны быть обоснованными, они должны выигрывать в суде, по каждому выявленному нарушению должен обязательно накладываться штраф, этот штраф тоже должен быть обоснованным. Постановление о наложении штрафа должно быть исполнено в срок, а все выявленные нарушения должны быть устранены. Логика простая: есть сигнал о нарушении – надо его проверить и далее осуществить все процессуальные нормы в соответствии с законодательством». По некоторым нарушениям антимонопольного законодательства не предполагается фильтра по обороту или размеру компании. Органы занимаются так называемыми мелкими делами не из-за личного желания, а потому что к ним поступают такие обращения, и ФАС по закону не может их игнорировать. Овчинников при этом замечает, что эксперты часто называют малым и средним бизнесом компанию с годовым оборотом в 1 млрд. руб.: «Но для регионов это может быть уже крупное предприятие».
ФАС постоянно совершенствует свою работу, снижает в системе оценок долю количественных показателей в пользу качественных. «Сейчас соотношение 30 на 70», – говорит Овчинников. Территориальные органы рейтингуются и оцениваются не только по количеству возбужденных дел, но и по их защищаемости в суде, по устраненным нарушениям и взысканным штрафам. И те органы, которые грешат необоснованными исками, работают против своего рейтинга, это им невыгодно.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
755
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
668
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
659
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
748

Другие новости