0
5970
Газета Экономика Интернет-версия

28.05.2013 00:01:00

"Сапсаны" полетят на юг

Тэги: ржд, сапсан, путин


ржд, сапсан, путин Владимир Путин и Владимир Якунин оценивают перспективы скоростных поездов. Фото с сайта www.government.ru

Вчера президент Владимир Путин определял перспективы высокоскоростных железнодорожных магистралей. Соответствующую программу железнодорожники приняли еще в 2006 году. В марте 2010 года был даже подписан указ президента России об организации высокоскоростного движения. Однако до практической реализации дело пока не дошло. В результате первая в России полноценная высокоскоростная магистраль, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург, по плану будет сдана в эксплуатацию к 2017 году. Стоимость проекта определена почти в 1,2 трлн. руб.
Находящийся в Сочи Владимир Путин вчера продолжил серию совещаний экономической направленности. На этот раз в центре внимания главы государства были проблемы организации высокоскоростных железнодорожных перевозок.
   
В обсуждении участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минтранса Максим Соколов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Путин подчеркнул, что направления Москва–Казань и Москва–Ростов-на-Дону–Адлер могут стать новыми пилотными проектами высокоскоростных железнодорожных магистралей. Одно из основных требований к ним – приемлемая цена на билеты.
«По предварительным данным, время в пути от Москвы до Казани в случае реализации этого проекта сократится с 11,5 часа до 3 часов 30 минут. Это серьезный результат. Сегодня детально обсудим такую возможность. Проанализируем, насколько этот проект актуален и реалистичен с финансовой точки зрения. Другая возможность – это направление Москва–Ростов-на-Дону–Адлер. В этом случае движение сократится до 8 часов. Это тоже очень востребованное направление», – отметил Путин. Он потребовал проанализировать окупаемость всех проектов, сформировать четкую, внятную финансовую и организационно-правовую схему их реализации. «Нужно просчитать ожидаемые эффекты от запуска магистрали как для государства, так и для потенциальных инвесторов», – заключил Путин.
Программа организации скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог на перспективу до 2020 года была принята РЖД в 2006 году. Однако пока из 21 проекта реализовано лишь несколько. Причем движение скоростных пассажирских поездов организовано по обычным железнодорожным магистралям, которые хотя и реконструированы, но не для того предназначены, что вынуждает ограничивать скорость. Так, первый высокоскоростной поезд «Сапсан» курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом, развивая скорость до 200 км/ч на отдельных безлюдных участках, а способен ездить в два раза быстрее.
Не случайно руководство РЖД настаивает на начале строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). В ближайших планах прокладка новой железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, а также Москвой и Екатеринбургом. Следующий этап предполагает строительство ВСМ по маршрутам Омск–Новосибирск, Новосибирск–Красноярск, Казань–Самара. Второй этап программы намечен на период 2021–2030 годов. В его рамках предполагается строительство ВСМ, выходящих за территорию России в Украину и Белоруссию. Эти проекты исходят из возможности дальнейшего продления магистралей в страны Западной Европы. Что касается расширения географии внутренних перевозок, то новые ВСМ планируется строить в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В результате реализации программы развития скоростного и высокоскоростного движения общая протяженность скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей должна составить около 12 тыс. км.
В пресс-службе «Сименс» в России напомнили, что первые восемь «Сапсанов» уже почти четыре года курсируют по маршрутам Москва–Санкт-Петербург и Москва–Нижний Новгород. В декабре 2011 года РЖД  был размещен новый  заказ на восемь высокоскоростных поездов Velaro RUS и заключен договор на их техническое обслуживание на срок более 30 лет. Общая стоимость заказа составляет около 600 млн. евро.
Проекты, связанные с организацией высокоскоростного движения по железной дороге, нуждаются в огромных инвестициях. Так, строительство новой железнодорожной магистрали Москва–Петербург протяженностью 659 км оценено в 1,2 трлн. руб. ВСМ от Москвы до Екатеринбурга протяженностью 1,615 тыс. км обойдется в 1,53 трлн. руб.
Для окупаемости ВСМ принципиальное значение имеет пассажиропоток. Если цены на билеты окажутся недоступными для россиян, то поезда будут курсировать полупустыми. О чем и предупредил Путин. Такую нерадужную перспективу нельзя исключить. В настоящий момент поездка на «Сапсане» из одной столицы в другую (3 часа 45 минут в пути) обходится пассажиру минимум 2,3 тыс. руб. в один конец, а бюджетный вариант авиаперелета по этому же маршруту в два конца (полет около 1 часа, плюс дорога в аэропорт) – в 4,6 тыс. руб.
«Скоростные и высокоскоростные поезда для России – это необходимая реальность. Не может государство существовать и развиваться в условиях ограниченной транспортной подвижности собственного населения. Сегодня в нашей стране существует скоростное и высокоскоростное сообщение, однако выделенные железнодорожные линии отсутствуют, что значительно сокращает скорость движения «Сапсанов». Несмотря на особенности высокоскоростного сообщения в России, спрос среди пассажиров на данный вид услуги постоянно растет, создавая конкуренцию авиаперевозчикам. Так, появление «Сапсанов» вызвало ощутимое снижение стоимости авиаперелета между Москвой и Петербургом», – говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Лев Рузавин.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
747
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
811
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
1342
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
527

Другие новости