Фото Reuters
Минфин может не справиться в 2014 году с дефицитом казны. Замедление экономического роста оборачивается сокращением доходной части бюджета. Как вчера пояснил министр финансов Антон Силуанов, страна может недосчитаться в 2014 году 650 млрд. руб. от запланированной суммы. Чтобы выполнить все социальные обязательства государства и реализовать президентские указы, казне придется скинуть жирок в виде нарисованных – «условно утвержденных» – расходов бюджета. Внешние займы становятся для России практически неизбежными. Не исключено, что начнется проедание финансовых резервов.В июне Минфин планирует опубликовать основные параметры бюджета на 2014–2016 годы. «Сначала будут приняты основные направления налоговой политики – на следующей неделе в правительстве, а исходя из этого посчитаем параметры бюджета. И в июне состоится их рассмотрение в правительстве», – сообщил вчера министр финансов Антон Силуанов. Между тем дефицит российского бюджета постепенно выползает из-под контроля и, похоже, властям придется пересмотреть свои прогнозы на будущий год. Дело в том, что 2014 год сулит стране сокращение бюджетных доходов. И значит, снова станет актуален вопрос: за счет чего покрывать расходы неснижаемого характера – то есть средства для социальных выплат, а также на реализацию поствыборных указов президента Владимира Путина. Напомним, осенью 2012 года Силуанов оценил «стоимость» президентских указов на 2014 год в 381 млрд. руб., а за период с 2013 по 2015 год она перевалит за 1,1 трлн. руб.
Прогноз социально-экономического развития на 2014–2016 годы предполагает замедление экономического роста, которое повлечет за собой сокращение и нефтегазовых, и ненефтегазовых доходов, отметил вчера Силуанов. По данным Минфина, российский бюджет может недосчитаться 650 млрд. руб. от запланированной на 2014 год суммы. Пока что в документах Минфина прописано, что доходы бюджета в 2014 году составят около 14 трлн. руб. Расходы же в будущем году планируются на уровне 14,2 трлн. руб. Дефицит бюджета составит, по последним оценкам, около 0,2% ВВП РФ.
Силуанов подчеркнул, что сокращение доходов не должно повлечь за собой урезания расходов. Тем более у бюджета есть некоторый запас, который может слегка выправить ситуацию. Например, по словам министра, власти могут сократить так называемые условно утвержденные расходы бюджета, объем которых составит на 2014 год примерно 350–355 млрд. руб. «Эти средства могут быть сокращены, чтобы обеспечить нам сбалансированность бюджета», – цитирует Силуанова Интерфакс. Но даже такая мера скорее всего не спасет Минфин от необходимости пересмотреть прогнозные показатели по бюджетному дефициту на будущий год.
Условно утвержденными расходами бюджета в Минфине называют не распределенные в плановом периоде в соответствии с расходной классификацией бюджетные ассигнования. То есть это деньги, не участвующие ни в одной госпрограмме, – своеобразный жирок правительства, который можно скинуть в трудные времена. И на первый взгляд это не должно сказаться на текущих и запланированных тратах. Но лишь на первый взгляд. «Исключение условно утвержденных расходов означает, что их не получит именно та статья бюджета, которая более всего недофинансирована, более всего в них нуждается, – обращает внимание аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Около 350 миллиардов рублей – это совсем не малая сумма. Для иллюстрации можно сравнить ее с некоторыми расходами бюджета в 2012 году. Например, на скорую медицинскую помощь в 2012 году было израсходовано 74,5 миллиарда рублей. Дополнительные 350 миллиардов позволили бы увеличить эту сумму в разы и закупить оборудование и машины, увеличить зарплату врачам, купить больше качественных лекарств. Другой пример. На прикладные научные исследования в сфере национальной обороны в 2012 году потрачено 162,5 миллиарда рублей. Можно было бы более чем в два раза ускорить совершенствование нашей военной техники. На обеспечение пожарной безопасности в 2012 году ушло 145,4 миллиарда рублей, а на лесное хозяйство – еще 43,5 миллиарда. Если бы дополнительные 350 миллиардов направить в эти сферы, то мы победили бы лесные пожары».
Силуанов вчера попытался успокоить общественность и сообщил журналистам, что сейчас «мы имеем практически сбалансированный бюджет, и отношение госдолга к ВВП останется на уровне 11% до 2016 года». Такие слова министра передало РИА Новости. Однако на самом деле разговоры о возможном пересмотре бюджетного дефицита и о необходимости воспользоваться отложенными на черный день деньгами не так уж безобидны. Минфин снова выходит на рынок внешних заимствований. На прошлой неделе глава Минфина объяснил, почему Россия должна выпустить евробонды, перечеркнув тем самым прошлые заявления своего заместителя о том, что Россия пока может и не занимать. Тем более что особой необходимости в увеличении долговой нагрузки на бюджет пока нет. «Без нефти и газа сегодня дефицит за прошлый год был больше 10% ВВП, то есть половина всех расходов. У нас 20% ВВП – расходы, а нефтегазовый дефицит – 10,5%. Это говорит о том, что мы половину всех наших расходов финансируем за счет конъюнктурных доходов», – указывал Силуанов. При этом министр не исключил, что осенью, возможно, придется поменять параметры госбюджета в том числе и на 2013 год. «Там источники финансирования дефицита будут другие. Приватизация – посмотрим, как пройдет. Сможем такой объем доходов от приватизации получить или будет несколько другой, как будут исполняться доходы бюджетов субъектов РФ, если будут риски, возможно, придется им помогать», – заявил министр (см. «НГ» от 20.05.13).
Опрошенные «НГ» эксперты не исключают, что начнется проедание резервных фондов. Другими словами, чтобы не трогать расходную часть неснижаемого характера, власти могут принять все возможные меры по балансировке бюджета. Но не исключено, что в будущем эти меры обернутся новыми проблемами, рано или поздно они просто перестанут работать. «У правительства есть возможность покрыть дефицит с помощью заимствований и резервных фондов. Вместе с тем не секрет, что нагрузка социальных расходов высока. А без решительных реформ и без сокращения раздутого госсектора дефицит казны будет только расти. Так что рано или поздно резервы для финансирования дефицита закончатся, – предупреждает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. – Исходя из опыта предыдущих лет, можно ожидать, что именно социальные расходы власти будут выполнять в полном объеме, дабы обеспечить себе поддержку части населения, зависящей от бюджета».
По мнению экспертов, уже понятно, что бюджет без дополнительной подпитки из резервов может не справиться с обязательствами государства. «На фоне ухудшения экономических настроений и фактически предкризисного состояния экономики, на фоне проблем в зоне евро и США снижение доходов бюджета было ожидаемо», – говорит аналитик компании «Солид» Гульназ Галиева. Однако, по мнению эксперта, ожидаемое сокращение доходов все же не будет критичным. «Существует Резервный фонд, и согласно позиции Минфина, из него может быть дополнительно потрачено порядка 620 миллиардов рублей», – напоминает аналитик.
«С начала года доходы бюджета сильно сократились, подобные темпы сокращения не рассматривались при его утверждении полгода назад. Сокращение доходов, в свою очередь, связано с замедлением темпов роста экономики и укреплением рубля. В первую очередь снижаются рублевые доходы от экспорта нефти и газа, которые составляют 60% бюджета РФ. Соответственно в такой ситуации Госдуме необходимо пересмотреть ранее утвержденные расходы, чтобы сократить дефицит бюджета», – считает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. При этом эксперт подчеркивает, что, «как показывает история, деньги распределяют рационально, но нерационально используют в конечных пунктах назначения». И возможно, главной мерой по балансировке бюджета должно стать не столько сокращение расходов или распечатывание резервов, сколько борьба с коррупцией.