Алексей Миллер знакомится с современными технологиями. Фото с официального сайта администрации Томской области
На инвестиции в инновации «Газпром» решил не скупиться – как заявил вчера его глава Алексей Миллер, к 2020 году концерн рассчитывает выйти на объем финансирования программы инновационного развития и НИОКР в объеме 1 млрд. долл. Это в четыре раза больше, чем выделяется в настоящее время, сообщил он, выступая на XV Томском инновационном форуме Innovus. Там же выяснилось, что союзником «Газпрома» будет госкорпорация «Роснано», совместно с которой будет создан венчурный фонд для проектов по развитию новых газовых технологий. И акционером которой, возможно, станет «Газпром».«Объемы инвестирования, которые мы направляем на реализацию этой программы и на НИОКР, являются реально масштабными. «Газпром» по объему инвестиций на инновационное развитие занимает первое место в стране, – не без гордости отметил Миллер. – За пять лет мы в пять раз увеличили объем финансирования, в прошлом году мы вложили в это направление более четверти миллиарда долларов. В рамках программы до 2020 года планируем выйти на 1 миллиард долларов, то есть увеличить в четыре раза».
По словам главы газового монополиста, разработанная в 2011 году «Газпромом» программа инновационного развития имеет четкие целевые показатели. «Мы ставим амбициозные цели по результатам реализации программы – удельные затраты на транспорт планируем снизить на 4%, в добыче – на 5%, в хранении – более чем на 10% и более чем на 50% – то, что касается воспроизводства минерально-сырьевой базы», – уточнил он.
В свою очередь, глава «Роснано» Анатолий Чубайс заявил о том, что «Газпром» и «Роснано» создают венчурный фонд для предприятий, которые развивают новые технологии для газовой отрасли.
Давние враги и конкуренты готовы объединиться для раздела инновационного бюджета.
Фото РИА Новости |
«Мы приняли совместное решение о создании венчурного фонда, целью которого будут те стартапы и те малые инновационные предприятия, которые в газовой отрасли могут иметь применение, могут развивать технологии инновационные именно в этой сфере», – отметил он. Более того, дружба на ниве инноваций может быть подкреплена и финансами. Как не исключил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев, «Газпром» может стать инвестором для «Роснано», когда госкорпорация выйдет на рынок. По крайней мере, как пояснил чиновник, «поскольку «Роснано» хочет стать рыночным игроком с последующей приватизацией, то ничто не застраховывает от инвестиций «Газпрома» в «Роснано».
Опрошенные «НГ» эксперты комментируют озвученные планы с явным скептицизмом. С одной стороны, 1 млрд. долл. – это больше 250 млн., с другой – достичь этого показателя планируется только через шесть с половиной лет. Тогда как на идею проведения совместного футбольного чемпионата стран СНГ руководство «Газпрома» готово выделять по тому же миллиарду долларов, причем хоть завтра и ежегодно.
«Конечно, сумма солидная – почти столько «Газпром» ежегодно тратит на газификацию регионов, не говоря уже о других «непрофильных» расходах, – не без сарказма отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Может быть, и с инновациями у него что-нибудь получится, и целевые показатели будут достигнуты… Но пока обещания господина Миллера сбываются как-то не очень. А учитывая тот факт, что свои инвестпрограммы концерн пересматривает чуть не по три раза в год и что до 2020 года еще далеко – пока верится в это с трудом».
В свою очередь содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг напоминает, что программа капитальных затрат «Газпрома» в 2012 году составила примерно 49,3 млрд. долл. «При этом доля затрат на НИОКР составляет не более 0,5% от этой суммы. К 2020 году планируется увеличить этот показатель до 1 миллиарда долларов, что составляет примерно 2% от нынешнего уровня капзатрат, – перечисляет он. – Из чего можно сделать вывод, что эта сумма незначительна для компании, и в случае если программа будет показывать хорошие результаты, «Газпром» сможет обеспечить заявленный объем финансирования. Однако стоит уточнить, что имеется в виду объем ежегодных инвестиций, а не инвестиций суммарно до 2020 года. Для сравнения: ежегодные затраты на аналогичную программу американской ExxonMobil уже сейчас составляют примерно 1 миллиард долларов».
«При этом мировым лидером в таких вопросах, пожалуй, является компания Shell, расходы на НИОКР у которой не превысили 1 миллиард долларов еще несколько лет назад, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Так что тренд у «Газпрома» правильный. Что же касается эффективности, здесь вряд ли стоит ожидать какого-то особого развития событий: как и по другим проектам – не лучше и не хуже. Главное, чтобы эти деньги привели к созданию продукта на территории России, который потом использовался бы здесь же и шел на экспорт по возможности. Будет так – значит и траты можно признать эффективными…»
Не возлагают аналитики особых надежд и на создание альянса «Газпрома» с «Роснано».
«Создание венчурного фонда – попытка повышения эффективности инвестиций. Такая модель используется как альтернатива развитию новых технологий внутри компании, когда зачастую творческий процесс сталкивается с большим сопротивлением ввиду высокой забюрократизированности принятия решений, – отмечает Бирг. – Выполнение озвученных по программе целей будет зависеть от того, смогут ли две госкомпании построить эффективный процесс принятия решений по инвестициям в тот или иной стартовый проект, а также от доли их вмешательства в оперативную деятельность будущих партнеров. На данный момент ни «Газпром», ни «Роснано» не обладают имиджем высокоэффективной компании».
«Поживем – увидим, что получится в результате, но особых надежд мало – обе компании чудовищно затратны», – соглашается Крутихин.