Андрей Белоусов знает, как снизить внутренние цены на газ. Фото PhotoXPress.ru
Замедление российской экономики заставляет власти отказываться от политики опережающего повышения монопольных тарифов, которая проводилась все последнее десятилетие. Министры даже замахнулись на священную корову – ежегодное повышение цен на газ с темпом вдвое выше инфляции. Как заявил вчера на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, несмотря на запланированный рост тарифов естественных монополий, при работе над бюджетом Минэкономразвития и другие ведомства должны исходить из необходимости их снижения. Вопрос о том, как реализовать два взаимоисключающих посыла, поставил в тупик даже опытных экспертов.«Ожидаемый рост тарифов инфраструктурных компаний – это и газ, и электроэнергия, и железная дорога – соответствует ранее принятым решениям правительства, – пояснил Медведев. – Но хотел бы обратить особое внимание и Минэкономразвития, и других ведомств на то, что и в поручении президента, и в последующем поручении правительства говорится о необходимости удержания роста и снижении тарифов на товары и услуги естественных монополий. Нужно эти предложения подготовить и учесть при работе над нашим бюджетом».
Между тем накануне вчерашнего заседания глава Минэкономразвития Андрей Белоусов пояснил, что окончательные предложения по тарифам на услуги естественных монополий на 2014–2016 годы будут сформированы к августу–сентябрю.
«Я обязательно скажу на заседании, что мы сейчас не трогаем тарифы, оставляем на этот год и на 2014–2016 годы те тарифы, которые были раньше, – предупредил он. – Но мы в соответствии с поручением, которое нам дал президент и председатель правительства, уже начали работу. Мы оцениваем возможности снижения темпов роста тарифов, а именно снижение динамики цен на газ, сетевых тарифов, возможно, тарифов на грузовые перевозки. Но это нужно сделать одновременно с анализом инвестпрограмм естественных монополий».
Напомним, что в конце апреля, выступая на брифинге по итогам коллегии Минэкономразвития, Белоусов говорил, что полагает, что в 2013 году пересматривать тарифы на газ и передачу электроэнергии уже поздно, но считает возможным понизить темпы роста с 2014 года. Он тогда подтвердил предложение МЭР замедлить рост тарифов на газ для предприятий с 2014 года с 15 до 5%, а также тарифы для сетевых компаний – ФСК и МРСК – с 9–10 до 6–7%. «Речь шла только об услугах, потребляемых предприятиями. Мы пока не рассматривали вопрос, связанный с населением», – уточнил министр.
Административное повышение цен на газ провоцирует инфляцию. Фото PhotoXPress.ru |
Содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг отмечает, что по итогам 2012 года средняя цена на газ, который продавал «Газпром» на внутреннем рынке, выросла на 9% при падении объемов поставок на 6%, или на 16 млрд. куб. м. «Частично это падение было компенсировано увеличением добычи НОВАТЭКа на 6 миллиардов кубометров. Впрочем, еще один независимый производитель – Итера – также снизил объем продажи газа примерно на 2 миллиарда кубометров. По всем признакам могло произойти сокращение потребления газа на внутреннем рынке, что связано с общими негативными процессами в экономике».
Тарифные указания Дмитрия Медведева на вчерашнем заседании правительства трудно поддаются анализу, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. «Это какое-то раздвоение и шизофрения: чиновники утверждают рост тарифов и при этом собираются их «снижать», – отмечает эксперт. – При этом сказать, насколько цены на газ упали бы в случае либерализации рынка, невозможно. Рынка нет, так что и гадать не о чем».
В свою очередь, руководитель департамента исследований отраслей ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев отмечает, что на примере российской электроэнергетики хорошо видно, как неуклонно «Газпром» теряет свои позиции на внутреннем рынке. «Генерирующие компании активно заключают контракты с независимыми производителями газа. Более того, 2012 год был рекордным для «Газпрома» в плане роста себестоимости», – говорит он.
Довод Белоусова по поводу либерализации рынка Григорьев считает сомнительным. «Либерализация сама по себе не может привести к снижению цен для конечных потребителей: для этого нужен избыток добывающих мощностей, а также прозрачные и работающие правила и механизмы недискриминационного доступа к газотранспортной сети», – отмечает он. Аналогичной точки зрения придерживается и Григорий Бирг. «Несмотря на очевидное падение спроса на газ в прошлом году, я не думаю, что в случае либерализации цен на газ произойдет их снижение, – полагает он. – «Газпром» по-прежнему контролирует подавляющую часть объема сбыта газа и в случае отсутствия регулирования может использовать свою рыночную силу, напротив, для более существенного повышения цены с целью получения дополнительной прибыли».