Владимир Путин участвует в работе московского налогового форума из Сочи. Фото с официального сайта президента РФ
Президент Владимир Путин призвал налоговиков из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исключить возможность легализации доходов и неуплаты налогов через офшоры. В этой фискальной борьбе Путин рассчитывает на поддержку зарубежных партнеров, с которыми в РФ поделятся информацией о возможных налоговых уклонистах.Вчера в Москве начала работу конференция ОЭСР, посвященная проблемам налогового администрирования. России пока не удается оформить членство в этой авторитетной международной экономической организации, объединяющей 34 страны, на долю которых приходится до 60% мирового ВВП. Но такая задача стоит, и работа в этом направлении после вступления в ВТО стала едва ли не главным приоритетом правительства.
Но такая задача стоит, и работа в этом направлении после вступления в ВТО стала едва ли не главным приоритетом правительства. Курс на вступление в ОЭСР и определил повышенное внимание к конференции со стороны Владимира Путина. Президент РФ, хоть и находился в Сочи, посчитал необходимым обратиться к участникам форума в режиме видеоконференции. Без реверанса в сторону ОЭСР не обошлось. Президент напомнил, что в этом году Россия принимает саммит «большой двадцатки» в Петербурге. «Конечно, нам было бы важно услышать ваши рекомендации, ваши предложения для форума «двадцатки» в Санкт-Петербурге», – заявил Путин, добавив, что российское правительство в работе по совершенствованию налоговой системы и администрированию опирается на рекомендации коллег из ОЭСР.
Предметом гордости президента остается улучшение позиции России в международных рейтингах. «Вы наверняка знаете, что, по оценкам Всемирного банка (ВБ), мы по условиям налогового администрирования сделали хороший шаг вперед и поднялись со 105-го на 64-е место в мире», – напомнил Путин. Причем по этому показателю РФ оставила позади 14 стран – членов ОЭСР. Около 76% юридических лиц и 2 млн. физических лиц в России уже общаются с фискальными органами посредством Интернета. Отдав должное успехам Федеральной налоговой службы (ФНС) на поприще электронных форм налоговой отчетности, Путин объявил новую задачу: исключить возможность ухода от налогов через офшорные зоны, а также исключить возможность легализации незаконных доходов.
В России так же, как и в других странах, в этой сфере было и остается немало проблем. Но свет в конце тоннеля, по мнению Путина, все-таки появился. «Благодаря в том числе и поддержке наших коллег из-за границы мы двигаемся вперед, улучшаем условия нашей работы в сфере налогового администрирования», – сказал президент. Он выразил надежду, что решение российского руководства передавать необходимую информацию по запросам зарубежных партнеров встретит у них взаимность и российские налоговые органы смогут получать интересующие сведения при расследовании преступлений налогового характера.
Улучшение позиций России в рейтинге ВБ далось кровью и потом сотрудников фискальных служб, многолетними муками бизнеса и отчаянием рядовых граждан. Однако международные эксперты, оценивая качество налогового администрирования в нашей стране, возможно, не учитывают некоторые национальные особенности. Более или менее комфортно в России чувствует себя главным образом крупный бизнес, способный противопоставить репрессивному аппарату ФНС многочисленные и высокопрофессиональные юридические службы. Средний бизнес этого себе не всегда может позволить. Малый бизнес – тем более. А значит, у них не очень много шансов отстоять свои интересы.
Рядовые граждане также беззащитны перед излишней забюрократизированностью фискальных органов. Например, почему-то нельзя подать пакет документов на имущественный вычет в электронном виде, сканировав все что нужно и отправив по электронной почте. И если в ходе камеральной проверки вопросов к налогоплательщику не возникнет, то ему потребуется всего один визит в районную инспекцию ФНС, чтобы подписать заявление. Однако эта простая схема почему-то не работает, и налоговики получают от граждан ежегодно тонны макулатуры. Архивировать этот объем физически невозможно, и каждый раз налоговики требуют ксерокопии одних и тех же документов: свидетельства о праве собственности на объект недвижимости, договор на ипотечный заем, акт приема-передачи помещения и т.п.
Вопиющие искажения в налоговой системе России существуют и в налогообложении чиновников и физических лиц. В частности, многие категории госслужащих, как в старые советские времена, пользуются натуральными льготами: служебным автотранспортом, бесплатным медобслуживанием, путевками в дома отдыха, приобретаемыми по символической цене и т.п. Нечто подобное полагается и их зарубежным коллегам с той только разницей, что в странах с развитой демократией чиновники, пользующиеся льготами, уплачивают за их использование соответствующие налоги.
«Сказать об однозначно положительных изменениях в налоговой сфере России пока нельзя. Путь к современной налоговой системе – дорога неблизкая, и успехи нельзя оценивать по итогам полугода работы», – говорит управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Андрей Крупский. Он признает: переход на электронный формат подачи налоговой отчетности в принципе должен облегчать жизнь бизнесу. Но решение остальных проблем пока не просматривается.