Премьер Дмитрий Медведев выступает на коллегии Минэкономразвития. Фото с официального сайта правительства РФ
Над российским правительством сгущаются тучи. Оно срывает назначенные президентом сроки для разработки пенсионной реформы, что признает уже сам президент. Нет пока у правительства и согласованных антикризисных мер, которые помогли бы преодолеть экономическое замедление. При этом некоторые министры уже говорят о том, что потеря темпов экономического роста равнозначна краху взятого властями политического курса.Ухудшенный официальный экономический прогноз на 2013 год не может не вызывать беспокойства. Однако в правительстве пока нет единого мнения о том, какие конкретно стимулирующие меры надо принимать: «точек зрения немало». Об этом сообщил вчера премьер Дмитрий Медведев на коллегии Минэкономразвития (МЭР). Похоже, лишь в одном вопросе правительство достигло единодушия. Медведев подтвердил курс на сокращение неоправданного присутствия государства в экономике, расширение поля для частной инициативы, повышение прозрачности.
Глава МЭР Андрей Белоусов вчера сообщил, что российская экономика может продемонстрировать шестипроцентный рост в 2014–2016 годах и семипроцентный в 2017–2020 годах, но при условии структурной модернизации.
При этом Белоусов добавил: «Сейчас снова, как в годы первых пятилеток, справедлива формула «Потеря темпов равнозначна потере курса». То есть потеря темпов экономического развития и модернизации равнозначна краху политического курса.
Напомним, президент Владимир Путин на прошлой неделе провел специальное совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития российской экономики. «Я жду конкретных предложений», – сказал тогда президент правительственным чиновникам и экспертам. Но, судя по всему, предложения министров его не очень-то вдохновили. Потому что, как потом сообщили информагентства, Путин поручил правительству подготовить до 15 мая предложения по ускорению экономического роста. Само правительство запланировало 16 мая рассмотреть уточненный макроэкономический прогноз на 2013–2016 годы и установить предельный рост тарифов. Эти ориентировки лягут затем в проект бюджета.
Однако надежд на то, что правительство уложится в сроки и наконец-то сформулирует конкретные антикризисные предложения, мало. Казалось бы, одной из самых обсуждаемых реформ, на которую были брошены силы нескольких ведомств и всего экспертного сообщества, была пенсионная реформа. Но она фактически провалилась, так и не начавшись, и уже даже президент признает свое бессилие и указывает, что, видимо, реформу придется отложить на неопределенный срок. «Подготовило ли правительство определенные шаги, которые должно было сделать? Не подготовило пока. У меня было поручение подготовить так называемую пенсионную формулу к марту текущего года. Она не готова, – сообщил Путин на прямой линии. – Был принят закон, который должен вступить в действие с 1 января 2014 года, – об изменении шкалы отчислений в пенсионные фонды. Но, чтобы этот закон с 1 января 2014 года вступил в силу, правительство должно подготовить предложения по изменению самого порядка исчисления пенсий – так называемую пенсионную формулу. К сожалению, пока ясных предложений нет». И далее Путин добавил, что, если в ближайшее время правительство не доделает формулу, «придется им признать, что они не выполнили этого поручения, и тогда вряд ли с 1 января текущего года мы сможем что-то изменить в действующей пенсионной системе».
Между тем Дмитрий Медведев объявил, что он не против распечатывания Фонда национального благосостояния (ФНБ), но только без нарушения бюджетного правила. «Если можете мне предложить [расходование средств-ред.] без изменения бюджетного правила, я возражать не буду. Сделайте предложение, и мы этим займемся», – заявил чиновникам премьер.
Опрошенные «НГ» эксперты признают, что правительство инертно и вряд ли оно сможет в этом году выработать единую позицию. «До сих пор не было разработано системы целевых плановых показателей к исполнению. Корректировать, по сути, нечего. Нет системы оценки того или иного министерства, можно лишь свидетельствовать, что «выполняются поручения президента» или «не выполняются», – отмечает ведущий консультант Русской школы управления Андрей Ильдеменов. По его мнению, можно надеяться, что лишь к 2014 году будет продекларирована некая единая позиция. «Пока все, что нам остается, – это «стратегический проектный стиль»: Олимпиада, чемпионат мира по футболу, инфраструктурные проекты развития Дальнего Востока. Эти проекты противоречат доводам Минфина, когда Антон Силуанов заявляет: «Ресурсов нет». Но, к сожалению, проектное управление на уровне государства работает пока не по принципам эффективности», – делает вывод эксперт.
Ключевые реформы, в частности пенсионная, пробуксовывают по вине чиновников. «Чтобы закон об отчислениях в Пенсионный фонд заработал, требуется создать теоретическую базу для законопроекта. В данном случае действие или бездействие реформы зависит не напрямую от первого лица, а от деятельности кабинета министров, в частности лиц, ответственных за разработку новой шкалы отчислений в ПФР», – говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.