Зарубежная недвижимость может оказаться недоступной для чиновников. Фото Василисы Деюн
«Чиновник не должен иметь недвижимости за рубежом, – заявил Песков в интервью телеканалу «Россия 24». – Работая на государство, все-таки нельзя иметь какие-то активы или какую-то недвижимость, которая потенциально может стать зацепкой для давления на чиновника. Чиновникам лучше быть патриотичными и все-таки стоять двумя ногами в своей стране».
Напомним, что в декабре 2012 года Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию поддержал введение запрета для российских чиновников владеть активами за рубежом. Однако тогда это не касалось зарубежной недвижимости. Здесь, по мнению президента, стоит ограничиться декларированием ее стоимости и доходов, на которые жилье приобреталось. «Она (недвижимость) в любом случае должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости, и о происхождении доходов, которые позволили ему совершить эту сделку», – уточнил тогда Путин.
В свою очередь, Госдума уже приняла во втором чтении пакет законопроектов, запрещающих высокопоставленным чиновникам иметь счета и вклады в зарубежных банках и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Под действие закона подпадают прежде всего федеральные и региональные законодатели и ведущие чиновники, а также ключевые сотрудники госкорпораций. В то же время вопрос владения недвижимостью оказался, что называется, за скобками. Поскольку поправки позволяют высокопоставленным чиновникам владеть зарубежной недвижимостью.
«Одно дело – замки в Швейцарии, Великобритании, другое дело – двухкомнатная квартира в хрущобе в Болгарии, например, в Варне, которая по стоимости раз в пять дешевле, чем в Сочи квартира. Другой вопрос – собственность в Крыму», – рассуждал в октябре прошлого года глава кремлевской администрации Сергей Иванов. По его словам, в вопросах зарубежной недвижимости необходим дифференцированный подход.
Первоначальный запрет на владение зарубежной недвижимостью вызвал истерику со стороны части чиновников, напоминает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Так, например, вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи уже заявил, что покинет свой пост, если закон о запрете иметь зарубежную недвижимость вступит в силу. «Понятно, что давить на чиновника, имеющего особняк за рубежом, значительно проще, – продолжает Делягин. – Что же касается заявлений Пескова, то это некое тестирование общественного мнения – как оно отнесется к ужесточению».
«В рамках борьбы с коррупцией идея запрета на владение зарубежной недвижимостью для чиновников может рассматриваться как логическое продолжение действующего закона, – отмечает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. – Запрет на владение недвижимостью поможет не только предотвратить коррупционные риски в чиновничьем аппарате, но и сохранить средства в обороте экономики от перевода в офшоры».
«Риелторский бизнес приветствует инициативу о запрете чиновникам иметь недвижимость за рубежом. Их деньги теперь будут вложены в экономику России», – говорит совладелец компании «Финанс-недвижимость» Ростислав Полешко. По его словам, зарубежная недвижимость все в меньшей степени способна выполнять функцию сокрытия активов. При этом под вопросом оказывается стабильность и эффективность инвестиций.
Между тем наблюдатели напоминают, что формальные запреты на зарубежные активы действуют далеко не во всех странах. «В Германии, например, в таком запрете просто нет необходимости: там акцентируется внимание на контроле за любыми средствами госслужащих, – отмечает Клюев. – В Финляндии чиновникам так же позволительно иметь имущество за границей. Даже в Южной Корее госслужащие могут владеть банковскими счетами и недвижимостью за рубежом. Но все эти страны имеют действенные методы борьбы с коррупцией, чего в России нет».
В свою очередь Делягин напоминает, что в развитых странах владение зарубежной недвижимостью считается признаком непатриотичности, что фактически лишает чиновника шансов на карьеру.