Глава Сбербанка Герман Греф рассчитывает на позитивные последствия новой налоговой амнистии. Фото с сайта www.2013.therussiaforum.com
Пока Европа и США ведут борьбу с офшорами, российское правительство ищет способ вернуть на родину осевшие за рубежом капиталы. Одним из способов такой репатриации может стать новая налоговая амнистия для тех, кто ранее укрывал деньги в чужих юрисдикциях. В правительстве по поводу амнистии пока нет единого мнения. Между тем эксперты считают, что обеспечить эффективность и справедливость амнистии будет очень не просто.Идея провести в России амнистию для офшорных капиталов была озвучена на прошлой неделе во время форума «Россия-2013». Отвечая на вопросы главы Сбербанка Германа Грефа, первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что правительство готово обсуждать возможность повторной налоговой амнистии в случае, если бизнес-сообщество сообщит о такой необходимости.
Однако амнистия не должна быть несправедливой. «Мы не должны создавать более хорошие условия для тех, кто не вернул капитал, ведь есть те, кто честно все эти годы платил налоги», – указал Шувалов.
Практика налоговых амнистий – не такая уж экзотика. Чаще чем раз в 10 лет амнистии проводились в самых разных странах: в США, Индии, Аргентине, Италии. Прибегали к амнистиям также Великобритания, Ирландия, Казахстан. Амнистии проводились как для укрытых внутри страны доходов, так и для средств, уже перенаправленных в другие страны. Иногда амнистии приводили к очень хорошим результатам. Формула успеха: пониженные ставки налогообложения, отсутствие штрафных санкций и необходимости объяснять источники доходов, гарантии конфиденциальности.
В конце 1990-х годов Индия смогла за полгода вернуть в казну 2,5 млрд. долл. благодаря низкой ставке налога. Испания избрала иной тип амнистий, в ее случае речь шла не о том, чтобы лица обелили свои доходы, уплатив с них минимальный налог, а о том, чтобы они вложили свои средства в специальный государственный фонд под небольшой процент на несколько лет. Эти деньги пускались в оборот, и через несколько лет владельцы получали теперь уже чистые доходы назад еще с процентами. Власти Казахстана в 2001 году выманили из теневой сферы 4,4 млрд. долл., или 8,7% ВВП. Владельцам капитала было предложено перевести средства на специальные банковские счета. Успешные амнистии проводила и Италия, в которой владельцам капиталов было предложено вернуть на родину свои средства, уплатив с них минимальный налог либо купив на некоторую их часть гособлигации. Однако случай Италии уже показал, что возврат средств не исключает нового оттока капитала. Более того, следующий отток может перекрыть положительные эффекты проведенной ранее амнистии.
Есть определенный опыт амнистирования и у России. Одну налоговую амнистию российские власти пытались провести еще в начале 1990-х годов, однако она, как напоминают наблюдатели, провалилась. Вторая попытка оказалась удачнее. В 2007 году физлицам было предложено уплатить 13% налога от доходов, полученных до 2006 года и не задекларированных, и тем самым обелить свой капитал. Между тем на фоне других стран российская амнистия 2007 года привела к более скромным результатам. В частности, как напоминают наблюдатели, за полгода удалось официально задекларировать лишь 3,5 млрд. руб., или около 140 млн. долл. Отчасти такой скромный результат получился потому, что в России было предложено обелить доходы исключительно физлицам, а также микробизнесу, между тем, например, в Казахстане речь шла об обелении вообще всех сокрытых доходов.
Между тем глава Минфина Антон Силуанов сомневается, что амнистия станет главной причиной массового возвращения на родину офшорного капитала. Об этом он рассказал вчера журналистам в Вашингтоне. «Последние амнистии, которые проводились на моем веку, серьезных результатов не давали», – цитируют министра информагентства. Но Силуанов не отрицает, что амнистия может стать дополнительным стимулом для возвращения российских средств из тех офшоров, которые вынуждены повышать прозрачность, и в этом смысле новая амнистия достойна обсуждения.
Опрошенные эксперты скептически отнеслись к идее вернуть в РФ капиталы из офшоров за счет новой амнистии. «Надежда, что в Россию вернется значительная часть денег, может не оправдаться. В мире помимо Кипра и Виргинских островов существует масса офшоров, которые вряд ли исчезнут как самостоятельные финансовые институты. Да и в России политическая ситуация не отличается стабильностью – сегодня тебя амнистировали, а завтра вспомнят все грехи», – рассуждает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. Объявление амнистии простимулирует возврат на родину максимум нескольких сотен миллионов долларов, прогнозирует начальник отдела управления инвестициями компании «Солид» Михаил Королюк.
Также эксперты посчитали странными призывы провести справедливую амнистию. «Говорить о справедливости, амнистируя недобросовестных налогоплательщиков, неуместно. Подобные решения всегда демотивировали честных бизнесменов: зачем платить налоги, если раз в пять лет государство прощает всех», – полагает Кокорева. «Такая мера подрывает единое правовое поле страны. Нельзя прощать одним людям миллиарды, укрытые от налогов, а других в то же время преследовать за копеечные нарушения Налогового кодекса. Если готовить налоговую амнистию, то она должна быть всеобъемлющей», – подчеркивает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. «Любая амнистия несправедлива. Но, с другой стороны, речь идет о возвращении денег, ушедших за рубеж из-за обоснованного недоверия к административному аппарату. Здесь первична вина государства», – резюмирует Королюк.