Польский министр Миколай Будзановский первым пострадал из-за «Газпрома». Фото с сайта www.kprm.gov.pl
Попытки России сократить транзит газа через Украину наталкиваются на неприятие со стороны Европы. Не успел глава «Газпрома» Алексей Миллер заявить о подписании меморандума о строительстве газопровода Европа–Ямал-2, как в Польше разгорелись нешуточные страсти. Премьер-министр Дональд Туск в пятницу отправил в отставку министра госказначейства Миколая Будзановского из-за скандала вокруг спорной сделки между польским газовым монополистом PGNiG и «Газпромом». Поддержанный Владимиром Путиным проект «Европа–Ямал-2» повис в воздухе.По словам премьера, Будзановский «халатно отнесся к контролю над государственным концерном и не выполнил в должной мере свои надзорные функции». При этом Дональд Туск не исключил дальнейших отставок. Между тем сам Будзановский, курирующий в том числе и ТЭК страны, вовсе не являлся сторонником российского проекта, лишающего Украину последней надежды на транзит российского газа. «Возобновление проекта строительства газопровода Ямал–Европа-2 представляется Польше сомнительным, так как страна ориентируется на диверсификацию и поиск новых поставщиков газа», – сообщил он, узнав о подписанном меморандуме (см. «НГ» от 05.04.13). Так что наказание чиновника скорее показательное – чтоб другим было неповадно.
Официальная Варшава только из СМИ узнала о том, что польская фирма, часть которой контролирует компания PGNiG, подписала с «Газпромом» меморандум о строительстве второй очереди газопровода Ямал–Европа через территорию Польши.
Напомним, что «Газпром» и компания «ЕвроПол газ» (СП «Газпрома» и польской PGNiG, владеющее польским участком газопровода Ямал–Европа) 5 апреля подписали меморандум о взаимопонимании по проекту «Ямал–Европа-2» на Форуме Балтийского моря в Петербурге. Согласно документу, подробности которого озвучил «Газпром», стороны будут совместно реализовывать проект строительства газопровода мощностью 15 млрд. кубометров, который пройдет через территорию Белоруссии в Польшу и далее в направлении Словакии и Венгрии. Технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в течение полугода.
«Проектные и строительные работы будут выполнены при активном участии наших польских партнеров», – пояснил тогда глава «Газпрома» Алексей Миллер. До подписания он провел встречу с вице-премьером Польши, главой польского министерства экономики Янушем Пехочиньским, в ходе которой также обсуждалась труба Ямал–Европа-2. Миллер представил основные параметры газопровода, отметив, что проект принесет Польше экономическую выгоду в виде платы за транзит, а также будет способствовать повышению энергобезопасности потребителей Центральной Европы. Правда, позже компания PGNiG разъяснила, что подписанный меморандум не является юридически обязывающим документом.
Между тем премьер Туск ранее заявлял: его страна в дополнительных объемах российского газа не заинтересована, так как намерена диверсифицировать источники поставок. «Для нас газ – это не инструмент ведения политики», – подчеркивал польский премьер.
Развитие польской газопроводной интриги российские эксперты видят по-разному. Глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов считает, что реакция польского руководства политически мотивированна. «Если кто-то убедит Туска хотя бы проанализировать экономические выгоды проекта, то ситуация может измениться», – считает Симонов. Тем более что выгоды, по словам Симонова, для Польши очевидны: мало того, что «Газпром» готов взять на себя основные риски проекта, так еще и сама Польша получит дополнительный источник газа. К тому же будет получать плату за транзит по своей территории. «Но какие доводы перевесят – пока сказать сложно, – отмечает он. – С добычей сланцевого газа в Польше подвижек нет. Да и балтийский терминал сжиженного газа в Свиноустье до сих пор не может похвастать заключенными контрактами».
Впрочем, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что этот проект просто обречен на провал и реализован не будет. «Газпром» подписал меморандум со своей собственной «дочкой», где имеет 51% акций. «Это была отчаянная попытка Москвы оставить Украину без транзита, – считает эксперт. – Но поляки в эти игры играть явно не намерены, отсюда и столь жесткая реакция…»