Фото Reuters
Для России проблема ветхого и аварийного жилья из социально-экономической грозит перерасти в политическую. За последнее десятилетие вместо успехов налицо отрицательная динамика: в 2005 году в стране насчитывалось около 80 млн. квадратных метров ветхого и аварийного жилья, а сегодня уже около 280 млн. И эта статистика и дальше будет ухудшаться. В планах Фонда содействия реформированию ЖКХ за три года расселить людей из 10,6 млн. квадратных метров непригодных для проживания домов и бараков. Это при том, что в категорию ветхого и аварийного ежегодно переходит 20-25 млн. квадратных метров жилого фонда страны. Таким образом, задача априори кажется неподъемной.
Вчера Владимир Путин побывал с рабочей поездкой в Калмыкии. Цель однодневного визита Элисту – совещание по проблемам расселения ветхого и аварийного жилья. До совещания глава государства лично осмотрел жилой сектор столицы Калмыкии, в котором хватает трущоб. Путин осмотрел один из ветхих домов, где из удобств есть только вода, а туалет размещается во дворе. При этом жители пожаловались президенту, что семью из пяти человек переселяют из однокомнатной квартиры в ветхом жилье в новую квартиру, но и она тоже будет однокомнатной. Другие рассказали, что при переселении из ветхого дома в новую квартиру заселили сразу две семьи, члены которых не являются родственниками. Путин пообещал, что все вопросы будут решены. «Сделаем так, чтобы было достойно и по качеству, и по метражу», - заверил он.
Следует сказать, что расселение ветхого и аварийного жилья - одно из предвыборных обещаний президента. Этой проблемой Путин вплотную занялся в ноябре 2009 года. Известна его принципиальная позиция: «Расселять такие дома – прямая обязанность властей. Необходимо вытащить людей из трущоб. Это одна из политических и социальных задач». Эта установка была дана в декабре 2012 года.
Но не факт, что курируемая лично президентом задача будет успешно решена. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, созданного в 2007 году в качестве госкорпорации, в стране сегодня не менее 260 млн. квадратных метров жилья малопригодного либо вообще не пригодного для проживания, что составляет десятую часть всего жилого фонда России. Низкие доходы не позволяют обитателям современных российских трущоб надеяться на самостоятельное улучшение жилищных условий. Да и на помощь властей надежды мало – фонд получил для финансирования программ в общей сложности около 463 млрд. руб., что явно недостаточно, учитывая масштабы проблемы. За последнюю пятилетку удалось переселить немногим более 350 тыс. человек из 5,3 млн. квадратных метров аварийного жилья. На среднесрочную перспективу планы вдвое выше – за три года новоселье должны справить 780 тыс. человек из 10,6 млн. квадратных метров аварийного жилья. Однако картина к лучшему все равно вряд ли изменится, коль скоро в категорию ветхого и аварийного каждый год переходит до 20-25 млн. квадратных метров жилья.
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман считает, что проблема из социальной и экономической вполне может перерасти в политическую. По его мнению, комплексная работа по сносу старых домов и строительству новых в большинстве регионов фактически не ведется. «Сегодня до 40% объемов жилищного строительства приходится всего на 9 субъектов Федерации. В остальных строят мало. Для дотационных регионов на первом месте стоят не расселение аварийного жилья, а совсем другие задачи, на которые и выделяются деньги местных бюджетов», говорит Кошман. Сотрудничество с Фондом содействия реформированию ЖКХ предполагает режим софинансирования. Беда в том, что у большинства территорий нет для этого возможностей. Из Центра готовы выделять деньги, которые затем могут остаться без движения. В дальнейшем таким проблемным регионам вообще отказывают в поддержке. Как известно, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в настоящий момент приостановил финансирование более 40 субъектов Федерации, не удовлетворившись отчетами местных властей о выполнении программ капитального ремонта многоквартирных домов и расселения граждан из аварийного и ветхого жилья.
Кошман считает, что такие регионы надо не наказывать, а, напротив, помогать им, чтобы не усугублять ситуацию. От президента и правительства он ждет «жестких решений». В противном случае вопрос останется открытым на долгие годы. Почти десять лет идут разговоры о необходимости переселить людей из лачуг и развалин в нормальные дома и квартиры. Но картина к лучшему не меняется. В числе препятствий Кошман назвал ограниченные возможности промышленности строительных материалов, дефицит квалифицированных кадров в строительной отрасли, сложности с выделением земельных участков под строительство жилья. Для того чтобы появилась ясная перспектива, требуется выполнить ряд условий. Нужно выбрать серьезные компании, которым по силам строить быстро и качественно дома экономкласса по типовым проектам. Бесплатно выделять землю и обеспечить подключение к электро – и газоснабжению, водопроводу и к канализации. В этом случае себестоимость квадратного метра снизится до 400-450 долларов.
Ну а сейчас реалии таковы, что даже через судебные тяжбы обитатели трущоб не могут добиться расселения, коль скоро в регионах новое жилье отсутствует физически. «Технически решение суда – это достаточное юридическое основание для получения нового жилья, однако, все зависит от местных властей, насколько они располагают такой возможностью или хотят обеспечить жильем нуждающихся. Как правило, люди сталкиваются с бюрократической волокитой, затягиванием сроков, а часто и с отказом, в связи с невозможностью предоставить другое жилье вместо аварийного, по причине отсутствия средств в бюджете», – подчеркнул председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Источником финансирования программ ликвидации трущоб в идеале могли бы стать доходы от приватизации. Однако представители власти подчас не являются сторонниками продажи активов, которые принадлежат государству и органам местного самоуправления – объясняет юрист.