Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов пересматривает перспективы российской экономики. Фото с официального сайта правительства РФ
Стратегические планы Владимира Путина, заявленные в его майских указах, все больше превращаются в ненаучную фантастику. Текущий экономический рост в стране снизился до 1,1%, тогда как для достижения президентских целей нужен рост на уровне 5% или даже 6–8% в год.«Мы еще не в рецессии, но можем туда попасть, риск такой есть. Я думаю, к осени, если у нас роста не будет некоторое время, можем попасть в рецессию», – заявил глава МЭР Андрей Белоусов вечером минувшей пятницы. «Мы будем предлагать меры экономического стимулирования. Будет совещание у президента на эту тему, – отметил он. – Меры надо принимать, потому что нам надо выходить из той ситуации, в которой мы оказались».
В тот же день Минэкономразвития опубликовало макропрогноз, предвещающий стагнацию. Ведомство снизило оценку роста экономики, даже несмотря на повышение прогнозной цены нефти в 2013 году до 105 долл. за баррель в среднем за год с прежних 97 долл. При этом с начала года рост ВВП составил, по данным МЭР, около 0,9%. Объем промышленного производства падал два месяца подряд, снизившись в январе-феврале на 1,5% к аналогичному периоду прошлого года. Рост инвестиций в основной капитал по итогам двух месяцев составил 0,6%.
Замглавы МЭР Андрей Клепач попытался объяснить причины ухудшения. «Я думаю, что риск рецессии есть, но я не думаю, что наша экономика сползет в рецессию», – заявил он журналистам. «По принятой практике рецессия – это два квартала минус, – пустился он в размышления. – Если говорить о промышленности, мы исходим из того, что первый квартал – это минус, во втором квартале скорее стагнация, а третий и четвертый все-таки будет рост промышленности». По его словам, нужно ждать перелома к повышению темпов роста. «Первый квартал у нас оценка 1,1%, второй – 2,1%, второе полугодие – около 3%», – сказал Клепач. Между тем в апрельской версии прогноза по сравнению с сентябрьской Минэкономики понизило оценку роста ВВП на текущий год с 3,7 до 2,4%, на следующий – с 4,3 до 3,7%.
Все это как-то не вяжется с анонсированными властями задачами по росту экономики. «Если мы хотим быть конкурентоспособными, успешно решать социальные задачи, экономика России должна развиваться более быстрыми темпами, чем мировая», – заявил президент Владимир Путин еще 31 января. Чуть раньше в своем докладе «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» советник президента Сергей Глазьев пересчитал заявленные в президентских указах ориентиры в необходимые темпы роста ВВП. «Согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, достижение упомянутых выше целей предполагает ежегодный прирост ВВП не ниже 6%, – отметил он. – Согласно оценкам авторов, этот прирост должен быть не ниже 8%; промышленного производства – не ниже 10%». Впрочем, премьер-министр Дмитрий Медведев в планах был немного скромнее. Он лишь призвал провести «пятилетку эффективного развития» и добиться 5-процентного роста в год.
Опрошенные «НГ» эксперты и экономисты испытывают пессимизм относительно ближайшего будущего. К тому же мер, которые могло бы применить правительство для исправления ситуации, практически не осталось.
«Снижение прогноза по росту ВВП было вполне ожидаемым, однако понижение с 3,7 до 2,4% вряд ли кто-то предполагал, – сокрушается аналитик агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина. – Однако к этому действительно есть предпосылки: мировая конъюнктура остается нестабильной, цены на энергоносители и металлы имеют тенденцию к снижению, инвестиции в развитие инфраструктуры в России минимальные, условия для ведения бизнеса остаются непривлекательными, а граждане, видя такое положение вещей, предпочитают больше сберегать, чем тратить, что негативно влияет на торговлю».
В свою очередь, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что экономика сейчас выходит в минус, так что ждать осени уже не стоит. «Рецессии избежать не удастся. Мы в нее как минимум нырнем, другой вопрос – насколько глубоко, – утверждает он. – Между тем неопределенность в экономике, которую, по сути, демонстрируют сами власти, – это тоже фактор, который толкает ее вниз». Что делать в этой ситуации – сложный вопрос. «Проблемы-то известны – недостаточный внутренний спрос, высокая налоговая нагрузка на бизнес и та же самая неопределенность. Даже Росстат ежемесячно об этом сообщает, но никто внимания не обращает», – сетует Николаев.
Отсюда неутешительный вывод: все желания и указания по росту экономики как были «хотелками», так ими и останутся. «Если бы была демонстрация адекватного понимания ситуации и предлагались необходимые меры для ее исправления – надежда оставалась бы. Но, увы, ничего подобного нет…» – говорит экономист.
И даже меры, о которых упомянул Белоусов, являются зачастую виртуальными, поскольку инструментов в руках у властей практически нет из-за существующих системных ограничений. «Например, понятно, что надо снижать налоговую нагрузку. Но как ее снижать, если необходимо выполнять набранные ранее обещания, – недоумевает Николаев. – Стимуляция внутреннего спроса: понятно, что вложения в транспортную инфраструктуру дают наибольший мультипликативный эффект. Но здесь тоже есть ограничения – или разворуют, или используют средства неэффективно». Так что рецессия будет, причем наступит она быстрее. И может оказаться довольно длительной.