Главы МЭР и Минфина Андрей Белоусов и Антон Силуанов пока безуспешно ищут возможности роста экономики. Фото с официального сайта правительства РФ
Торможение экономики России в первом квартале станет причиной снижения прогноза роста ВВП на весь 2013 год – до менее 3% в консервативном варианте и 3,2% – в оптимистичном, заявил вчера министр экономического развития Андрей Белоусов. Итоги первого квартала показали практически нулевой рост, и что делать дальше – чиновники пока не знают. Среди возможных мер стимулирования экономики называют смягчение денежно-кредитной политики и стимулирование внутреннего потребления. Однако в правительстве есть и противники подобных рецептов.«Итоги I квартала оказались хуже ожидаемых – практически нулевой рост, – посетовал министр Белоусов, сопровождающий президента РФ Владимира Путина в Германии. – Мы сейчас должны понять тенденцию. Могу сказать точно, что в прогнозе на 2013 год будут снижены оценки экспорта природного газа в натуральном выражении. Будут снижены оценки инвестиций. И соответственно будет снижен темп роста ВВП». По его словам, скорее всего прогноз ВВП по консервативному варианту будет ниже 3%, а по оптимистичному варианту, который предполагает в том числе реализацию инфраструктурных проектов, он будет в районе 3,2%.
При этом чиновники признаются, что еще не разобрались в ситуации и пока лишь пытаются понять, что происходит и что делать дальше. «Мы хотим сейчас посмотреть хотя бы мартовские данные, чтобы иметь более четкие представления о тенденции. Я говорю об оценке 2013 года», – пояснил Белоусов.
Напомним, что текущий прогноз Минэкономразвития (МЭР) на этот год – рост ВВП на 3,6%. Однако в конце марта замглавы МЭР Андрей Клепач предупредил, что при сохранении текущих тенденций экономика может не дотянуть до 3% роста, и обещал представить уточненный прогноз в начале апреля.
Власти объясняют замедление роста ослаблением экспорта и торможением в потребительском секторе. Между тем за 2012 год – не самый удачный для страны – экономика России выросла на 3,4%.
Не все в порядке и с инфляцией, за снижение которой руководство страны бьется уже не первый год. Как заявил президент Путин, в 2013 году инфляция превысит прошлогодние показатели. «Инфляция остается пока у нас еще высокой. В прошлом году она была где-то 6,2–6,3%, в этом году будет чуть побольше, мы знаем уже об этом. Но мы целенаправленно работаем над снижением инфляции, будем действовать в этом направлении и дальше, я надеюсь, небезуспешно», – уточнил он в Ганновере.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, власти заранее предупреждают общественность о том, что основные экономические показатели будут ухудшаться. При этом министры фактически признают, что они не способны повлиять на состояние экономики. Ведь если стагнация вызвана, по словам министров, внешними причинами, то им всего лишь остается ждать, когда внешняя ситуация изменится в лучшую сторону.
По мнению ведущего эксперта «Инжиниринговой компании «2К» Сергея Воскресенского, прогноз Минэкономразвития на текущий год излишне оптимистичен. «По всей видимости, ведомство рассчитывало на улучшение рыночной конъюнктуры, но этого пока не происходит. Проанализировав данные за первый квартал, было решено заранее подготовить и власть и общество к тому, что рост ВВП снизится, и этот показатель будет хуже, чем годом ранее, – отмечает он. – Между тем предпосылок для продолжения роста действительно не имеется. Мировая экономика остается нестабильной, так что без развития производственной и промышленной отраслей российской экономики ждать чуда в сложившихся условиях не стоит».
Между тем последние действия властей, а именно принятие нескольких целевых программ, в том числе по развитию Дальнего Востока, развитие инноваций и малого бизнеса говорят о том, что правительство уже осознало пагубность консервирования средств в резерве и начинает предпринимать меры, необходимые для развития, считает аналитик агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина. «Быстрых рецептов тут нет, необходима структурная перестройка экономики, а это дело многих лет, кроме того, теперь развитию будет мешать мировая экономическая нестабильность, возможное уменьшение свободных средств и рост дефицита бюджета, – отмечает она. – Развитием стоило заниматься гораздо раньше, в те времена, когда деньги еще были, однако лучше поздно, чем никогда. Необходимо также стимулировать внутреннее потребление, из-за сокращения которого, в частности, и упал ВВП». Но это непростое дело: граждане в текущих условиях предпочитают сберегать, а не тратить, уровень доверия к государству остается низким.
В свою очередь, аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян считает, что вообще-то у властей довольно много механизмов для стимулирования экономического роста. «Например, Центробанк РФ может пересмотреть монетарную и денежно-кредитную политику, снизив резервные требования для банков и смягчив тем самым условия выдачи кредитов, – предполагает эксперт. – Также вполне вероятно и снижение ставки рефинансирования до 7,5–7,75%, учитывая заявления, что ставки по кредитам (в особенности потребительским и ипотечным) запредельны, и они мешают экономическому росту».