Польша еще не согласовала строительство газопровода Ямал–Европа-2, подчеркивает министр Госимущества Миколай Будзановский. Фото с сайта www.msp.gov.pl
Идея строительства газопровода Ямал–Европа-2, высказанная на прошлой неделе президентом Владимиром Путиным и оперативно поддержанная главой «Газпрома» Алексеем Миллером, привела к скандалу. Глава Мингосимущества Польши Миколай Будзановский обвинил россиян в распространении «неправдивой информации». А премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о своем неприятии проекта, напомнив, что его страна стремится избавиться от российской газовой зависимости и новые газопроводы ей не нужны. В субботу польский вице-премьер Януш Пехочиньский, в присутствии которого 5 апреля был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и компанией «ЕвРоПол ГАЗ», вынужден был сообщить, что Польша ответит на предложения лишь через полгода. И скорее всего ответ будет отрицательным.«Документ предусматривает реализацию проекта Ямал–Европа-2 через территорию Польши в направлении Словакии и Венгрии мощностью не менее 15 миллиардов кубометров газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено в течение шести месяцев», – говорится в сообщении «Газпрома» по итогам переговоров глав компаний – Алексея Миллера с российской стороны и гендиректора компании «ЕвРоПол ГАЗ» Мирослава Добрута – с польской. По мнению «Газпрома», газопровод позволит увеличить транзитные мощности для поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию, а также сократить издержки при его транспортировке. Кроме того, проект позволит в перспективе нарастить объемы экспорта российского газа в страны Центральной Европы. «Маршрут газопровода пройдет по территории Польши, а проектные и строительные работы будут выполнены при активном участии наших польских партнеров», – уточнил Миллер.
Напомним, что 3 апреля Владимир Путин поручил «Газпрому» проработать строительство в обход Украины газопровода Ямал–Европа-2 через Беларусь. Но уже тогда польская сторона заявила о том, что вряд ли поддержит этот проект, назвав его сомнительным (см. «НГ» 05.04.13).
Однако известие о подписанном меморандуме вызвало скандал. В пятницу министр Госимущества Польши Миколай Будзановский прямо обвинил представителей «Газпрома» в распространении неправдивой информации. «Я не согласен с комментарием «Газпрома», согласно которому речь идет о создании нового проекта, это ложная теза, – заявил он. – Не согласен также с информацией об увеличении поставок в Польшу через новую систему газопроводов. Эти информации неправдивые и не отвечают техническому соглашению, подписанному между компанией «ЕвРоПол ГАЗ» и «Газпромом». Министр подчеркнул, что подписанный документ не обязывает Польшу строить какой-либо газопровод.
По словам Будзановского, подобные соглашения подписывают много компаний, которые находятся под его контролем, но о документах такого уровня его не информируют. Министр также подчеркнул, что, согласно принятой польскими властями энергетической стратегией, построить новый газопровод в стране может только государственная компания Gaz System.
Еще более конкретно высказался польский премьер. «Польша не будет принимать участия в таких политических контекстах, для нас газ не является инструментом политики, и мы очень хотим, чтобы, согласно европейскому законодательству, газовые дела были свободными от политики, – отчеканил Дональд Туск. – Стратегически мы не хотим увеличивать долю российского газа». Он также отметил, что польская власть реализует ряд проектов для диверсификации газовых поставок в Польше с целью снижения зависимости страны от главного поставщика газа – Российской Федерации.
По мнению экспертов, ситуация с анонсированным проектом выглядит странной и нелогичной. «В очередной раз складывается ощущение, что это все политические игры, поскольку никакой экономической целесообразности не просматривается, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – Просто недоумеваю, почему в последнее время так активизировалась трубопроводная тема». Впрочем, по его мнению, для того чтобы понять стремление России, эту проблему следует разбирать по нескольким направлениям. «Первое – диверсификация поставок в Европу со стороны «Газпрома» и стремление сохранить значительную долю на европейском рынке. Второе – давление на Украину. И третье – привлечение партнеров из проблемных для «Газпрома» стран, в числе которых Польша занимает далеко не последнее место», – отмечает он.
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что все игры с реанимацией проекта Ямал–Европа-2 ни к чему конкретному не приведут. «В этом предприятии «ЕвРоПол ГАЗ» «Газпрому» принадлежит 51% акций. То есть, по сути, российский концерн подписал меморандум сам с собой, – отмечает он. – До наших чиновников наконец проясняется, что проект «Южного потока», помимо его затратности, не решит никаких вопросов, поскольку сразу же натолкнется на нормы Третьего энергопакета ЕС. То есть даже вложения 50 миллиардов долларов в «Южный поток» ожидаемых результатов не дают. Так что новый проект, как и намерение строительства новой ветки «Северного потока» на Великобританию, – это отчаянные попытки показать, что идея наказания Украины реализуется».